Государство и Интернет: хроника прощания со свободой
«Окно в свободный мир-2000». Москва, 19-21 апреля 2000 г.)
Добрый день, уважаемые коллеги!
Наверняка я не ошибусь, если скажу, что тенденция, намерение со стороны государственных органов установить тотальный контроль над российским интернетом особенно активно проявилась последние полгода, точнее — примерно с сентября 1999 года.
Почему именно эта дата? Разумеется, это связано и с динамичным развитием электронных информационных технологий, и с расширением сферы электронной коммерции... Но никакая тенденция не возникает сама по себе и не протекает сама по себе. За ней всегда стоят конкретные люди с их интересами и намерениями.
Искусство выживания в информационном лесу
С Юрием Вдовиным я беседовал для одного маленького самиздатовского журнала, о котором давно уже никто не вспоминает. Приятно, что этот материал сохранился и позволяет нам сделать ещё один флэшбэк — на этот раз в 2001 год...
Юpий Вдовин — видный пpавозащитник и общественный деятель, заместитель пpедседателя pегиональной пpавозащитной оpганизации «Гpажданский контpоль». С маpта 1990 по декабpь 1993 гг. — пpедседатель Комиссии по свободе слова и СМИ Петpосовета последнего созыва.
Миром правят инженеры
С петербургским писателем-фантастом Антоном Первушиным я познакомился в 1999 году, а в конце 2001 года мы встретились, чтобы записать приведённую ниже беседу. Мы обсуждаем положение дел в общесоюзном сообществе писателей-фантастов, а также некоторые писательские конвенты и премии, пытаемся сформулировать прогнозы на ближайшее будущее. Каждый из вас сейчас может оценить, что из предсказанного Антоном сбылось, а что — нет...
Е.В.: - Первый вопрос будет самым традиционным: кто такой сейчас Антон Первушин?
А.П.: - В настоящий момент я сам себя квалифицирую как профессионального литератора — в том смысле, что зарабатываю себе на жизнь только литературной деятельностью. Это очень широкий спектр направлений кроме, пожалуй, редактуры. Я очень благожелательный читатель, и многие тексты, которые даже не заслуживают внимания и действительно плохо написаны, читаю с большим удовольствием, даже не всегда морщусь. Я воспринимаю чужое произведение как цельное, ничего в нём менять не хочу, поэтому, видимо, редактурой мне не придётся заниматься никогда. Также я не берусь за переводы, потому что из всех мировых языков я владею научно-техническим немецким, а такие переводы делаются в соответствующих учреждениях, в которых я сейчас не работаю.
Суть вещей
- Посмотри, какой красивый дом! - восторженно сказала она и чуть приподнялась над сиденьем мчащегося автобуса, чтобы проводить этот дом взглядом. - Как замечательно, что его наконец покрасили! А то стоял такой мрачный, обветшавший...
- Ещё бы не было замечательно! - отозвался я с показной невозмутимостью. - Если бы его пару месяцев назад не купила строительная фирма и не подготовила к продаже за... тысяч так пятьсот «зелёных», стоял бы до сих пор убогим!
- Да нет, я не об этом! Ты успел заметить, как он теперь сверкает на солнце? И как его новый цвет гармонирует с остальным кварталом?
- Цвет? Насколько я помню, человеческий глаз способен различить всего несколько миллионов оттенков. А вот собаки, например, видят мир чёрно-белым...
- Эх ты! - с шутливым укором протянула она. - Не умеешь ты проникать в суть вещей!
Это я-то не умею?!
Культура и политика: новые правила игры
Текст этой короткой беседы, записанной в далёком 1997 году, очень дорог для меня — как из-за личности глубоко уважаемого собеседника, так и благодаря сделанным им прогнозам, которые к настоящему времени сбылись с потрясающей точностью...
Игорь Л. Демин — философ-востоковед, политолог, книгоиздатель, публицист патриотической ориентации. Коренной ленинградец, окончил Восточный факультет ЛГУ. В 1980-х годах — художник-авангардист. В 1990-е годы прошлого века жил и работал в Москве.
Беседа начинается с обсуждения книги Игоря Львовича «Художественная жизнь России 1970-80-х годов».