Потому что сказка никогда не кончится…

Опубликовано: 25 декабря 2010.

Рубрика: Публицистика.

Просмотров: 3602.
Подписаться на комментарии по RSS.

Если спросить современных студентов Петербургской ветеринарной академии, Политеха, Технологического университета, Военмеха и технических вузов, ранее известных под аббревиатурами ЛЭТИ, ЛИТМО и ЛИАП, каких бардов или авторов-исполнителей они знают и любят, ответ, скорее всего, будет неожиданным. Конечно, кто-то вспомнит Визбора, Окуджаву, Городницкого или даже Галича. Возможно, кто-то назовёт более лёгкий и «расслабленный» дуэт Иваси, нестареющего Митяева или сурового Дольского. Но несколько тысяч молодых петербуржцев тут же произнесут имя поющего поэта из Иркутска Олега Медведева.

Олегу Всеволодовичу в жизни удаётся многое. Около двадцати лет назад, получив образование инженера-строителя и начав работать по специальности, он одновременно стал писать песни. В начале нового века их популярность в сочетании с верностью аудитории в десятках городов России, Украины и Белоруссии и грамотным гастрольным менеджментом позволила Олегу целиком сосредоточиться на творчестве, оставив в прошлом ежедневную конторскую работу. Теперь дважды в сезон (в ноябре-декабре и в феврале-марте) он выезжает в европейскую часть бывшего СССР с многодневным туром, охватывающим от 20 до 40 городов в трёх славянских республиках. Кроме того, организуются и поездки на Дальний Восток. Олег Медведев — не суперзвезда, поэтому зачастую на периферии выступать ему приходится и в домах культуры, и в школьных актовых залах, зато живое исполнение его песен могут услышать жители Бреста и Владивостока, Мурманска и Севастополя. А в Санкт-Петербурге уже седьмой год его встречает ваш покорный слуга.

Олег Медведев имеет в запасе пять «номерных» альбомов, несколько концертных сборников и DVD с записями концертов. Пишутся и новые песни, которые вот-вот сложатся в шестой альбом.

А ещё Олегу удалось сломать поколенческий стереотип: дескать, на концерты авторской песни ходят люди в возрасте «шестидесятников». Возможно, на традиционных тусовках КСП, проходящих во Дворце культуры им. Газа, это правило действует, зато на концертах Олега доминирует молодёжь. При этом составить описание «среднего» слушателя Медведева невозможно — его поклонники настолько разнятся по возрасту, профессиям и увлечениям, что порой диву даёшься. В зале, где выступает Олег Медведев, неизменно сидят любители ирландских танцев и фолк-музыки, юные матросы-волонтёры с фрегата «Штандарт», брутальные поклонницы Дианы Арбениной и Светланы Сургановой, спасатели МЧС, ролевики-толкиенисты, археологи и геологи, фанаты японской мультипликации, пожилые поклонники КСП и начитавшиеся фантастики и фэнтези старшеклассники. Кстати, общероссийской популярностью у молодёжи Олег отчасти обязан известному писателю-фантасту Сергею Лукьяненко (автору «Ночного дозора», «Дневного дозора» и других книг), обильно использовавшему тексты песен Медведева в качестве эпиграфов к своим произведениям.

* * *

У Олега Медведева умная, всё понимающая и очень верная публика. Доказать это утверждение помог трагический случай. В 22 часа 27 ноября 2009 года Олег сел в поезд «Москва – Петербург», чтобы следующим вечером дать сольный концерт в Доме молодёжи Выборгского района «Форпост». Получасом ранее в Новгородской области прогремел взрыв, сошли с рельсов два вагона поезда «Невский экспресс», погибли 28 человек. Все прочие поезда обоих направлений остановили и только на следующий день очень медленно стали пускать в объезд через псковско-новгородскую глухомань, по одноколейке без электричества.

Концерт должен был начаться в 19 часов. В 18 часов Олег сообщил, что его поезд на большой скорости миновал станцию Сольцы на западе Новгородской области. При условии, что поезд не сбавит ход и не остановится, он прибудет на Московский вокзал через три часа, в десятом часу вечера. В зале больше двухсот зрителей, люди ещё подходят.

После объявления о задержке концерта из-за крушения «Невского экспресса» сразу трое зрителей, приехавших на собственных автомобилях, вызвались отправиться на Московский вокзал, чтобы сразу после прибытия поезда привезти Олега на концерт. Каждые 15-20 минут мы связывались с ним по телефону, чтобы узнать, какую очередную станцию он проехал, и я тут же сообщал об этом со сцены. Не все поверили в то, что концерт всё-таки состоится, кто-то тихо ушёл, но полторы сотни самых преданных поклонников остались. Они выпили почти весь кофе и чай в кафе Дома молодёжи, приносили еду из соседнего магазина, дружно смотрели в фойе программу «Время» с подробным рассказом о трагедии, а когда около десяти вечера Олег Медведев вошёл с гитарой в зал, встретили его негромкими, но очень долгими и искренними аплодисментами.

Те из зрителей, кто ходили на концерты Олега много раз и могли сравнивать, уверены, что это позднее выступление «с колёс» было самым лучшим за несколько лет.

Твой поезд идёт, морзянкой поют рельсы…

Знай меня, слышь меня, верь в меня, жди меня долго…

* * *

Сдержанный и немногословный, ценящий хорошую шутку, но не допускающий панибратства Олег всегда остаётся собой, хотя и кажется любому из слушателей «своим парнем». Тексты его песен многогранны и насыщены образами, поэтому представитель каждой из субкультур способен найти в них что-то родное. В мире Медведева, почерпнутом из сотен книг и положенном на музыку, живы благородство и честь, до сих пор совершаются подвиги, а павшие в бою герои отправляются в небо на особом поезде, билеты на который не купить.

Там, в сорок третьем, под Курском бой, невесёлые там дела…

Танки на батарее, — считай, труба…

Вот под огнём твой дед, он наводит в борт сквозь канал ствола,

Он собирается в небо на Сурхарбан.

Проблемы военно-патриотического воспитания подростков, над которыми годами бьются педагоги и работники культуры, Олег решает несколькими строчками.

В начале 1990-х годов относительно бескорыстные и в чём-то наивные советские граждане помимо своей воли были поставлены в принципиально иные социально-экономические условия. Миллионы людей не смогли сходу найти место в новой жизни. Кто-то от ужаса покончил с собой (Россия до сих пор на одном из лидирующих мест в мире по количеству суицидов на душу населения), кто-то сгинул в локальных вооружённых конфликтах или в расстрелянном из танков Доме Советов, а кто-то предпочёл навсегда или хотя бы на время сбежать в воображаемый мир. Первые использовали для этого книжки-транквилизаторы (фэнтези, бездарные детективы, женские романы), вторые легко попались на удочку зарубежных сектантов, третьи ушли в лес с фанерными щитами и рыцарскими плащами из простыней, а четвёртым было достаточно снов.

Сквозь какой-то там тыщу-лохматый год,

Протоптав тропинку в судьбе,

Полосатый, как тигр, Корабельный Кот

Научился сниться тебе.

И ползли по норам ночные крысы твоих невзгод,

Когда в лунный луч выходил Корабельный Кот.

Вскоре оказалось, что раньше мы жили в своеобразном заповеднике, в сказке. Это было и хорошо, и плохо. У нас была уверенность в завтрашнем дне, но не было свободы выбора. Каждый мог позволить себе отпуск на море, но неимоверно трудно было объездить весь мир. В наших телевизорах было всего два-три канала, зато они показывали добрые мультфильмы. Карлсон, крокодил Гена, Винни Пух, волк и заяц из «Ну, погоди!», доктор Айболит жили на экране бесхитростно, не гребли под себя и не подпадали под статью о «разжигании». А когда мир детства стал рушиться, в песнях Олега Медведева под ружьё встали сказочные герои…

Спешились Карлсоны, их баки пусты,

Прут через периметры в рост.

В морды им впиваются осколки звезды —

Самой развесёлой из звёзд.

Их огонёк мигнул вдали и зачах,

Тропка потерялась в лесу.

Сказку убитую на крепких плечах

Хмурые Карлсоны несут.

Петербургские концерты Олега всегда заканчиваются песней «Марш Трансвааль». Весь зал не устаёт аплодировать в такт песне от первого до последнего аккорда. Строго говоря, «Марш Трансвааль» посвящён южноафриканской провинции, где в 1899-1902 годах проходила Англо-Бурская война. Однако, напомню: песни Олега многогранны, поэтому одна часть слушателей воспринимает её как сугубо историческую балладу, а другая — как нечто гораздо более осязаемое…

Много есть причин для унынья —

В паутине стрелы и лук,

Но, выйдя в тамбур, курит Добрыня,

Гасит басики о каблук.

Нынче мир наш весел не больно.

Всяка шваль гужуется всласть.

Смейтесь, гады, будьте довольны —

Ваша миссия удалась.

Но знайте — мчится где-то в пустыне,

Так, что звёзды бьются о сталь,

Синий поезд — Сивка Добрынин.

Эх, страна моя — Трансвааль.

В феврале, а может быть, в марте я подойду к микрофону в каком-нибудь доме культуры, чтобы после традиционного приветствия произнести: «На сцене Олег Медведев!» Будет просто замечательно, если этот праздник мне удастся разделить с кем-то из вас.

Опубликовано в газете «Шпаргалка» № 8, 2010 г.

 

twitter.com facebook.com vkontakte.ru odnoklassniki.ru mail.ru ya.ru myspace.com friendfeed.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us

Оставьте комментарий!

Комментатор / хотите им стать

Чтобы стать комментатором введите email и пароль. Напишите комментарий. В дальшейшем ваша связка email-пароль, позволит вам комментировать и редактировать свои данные. Не забудьте про активацию (инструкция придет на ящик, указанный при регистрации).

grin LOL cheese smile wink smirk rolleyes confused surprised big surprise tongue laugh tongue rolleye tongue wink raspberry blank stare long face ohh grrr gulp oh oh downer red face sick shut eye hmmm mad angry zipper kiss shock cool smile cool smirk cool grin cool hmm cool mad cool cheese vampire snake excaim question

(обязательно)