Потому что сказка никогда не кончится…
Просмотров: 3602.
Подписаться на комментарии по RSS.
Если спросить современных студентов Петербургской ветеринарной академии, Политеха, Технологического университета, Военмеха и технических вузов, ранее известных под аббревиатурами ЛЭТИ, ЛИТМО и ЛИАП, каких бардов или авторов-исполнителей они знают и любят, ответ, скорее всего, будет неожиданным. Конечно, кто-то вспомнит Визбора, Окуджаву, Городницкого или даже Галича. Возможно, кто-то назовёт более лёгкий и «расслабленный» дуэт Иваси, нестареющего Митяева или сурового Дольского. Но несколько тысяч молодых петербуржцев тут же произнесут имя поющего поэта из Иркутска Олега Медведева.
Олегу Всеволодовичу в жизни удаётся многое. Около двадцати лет назад, получив образование инженера-строителя и начав работать по специальности, он одновременно стал писать песни. В начале нового века их популярность в сочетании с верностью аудитории в десятках городов России, Украины и Белоруссии и грамотным гастрольным менеджментом позволила Олегу целиком сосредоточиться на творчестве, оставив в прошлом ежедневную конторскую работу. Теперь дважды в сезон (в ноябре-декабре и в феврале-марте) он выезжает в европейскую часть бывшего СССР с многодневным туром, охватывающим от 20 до 40 городов в трёх славянских республиках. Кроме того, организуются и поездки на Дальний Восток. Олег Медведев — не суперзвезда, поэтому зачастую на периферии выступать ему приходится и в домах культуры, и в школьных актовых залах, зато живое исполнение его песен могут услышать жители Бреста и Владивостока, Мурманска и Севастополя. А в Санкт-Петербурге уже седьмой год его встречает ваш покорный слуга.
Олег Медведев имеет в запасе пять «номерных» альбомов, несколько концертных сборников и DVD с записями концертов. Пишутся и новые песни, которые вот-вот сложатся в шестой альбом.
А ещё Олегу удалось сломать поколенческий стереотип: дескать, на концерты авторской песни ходят люди в возрасте «шестидесятников». Возможно, на традиционных тусовках КСП, проходящих во Дворце культуры им. Газа, это правило действует, зато на концертах Олега доминирует молодёжь. При этом составить описание «среднего» слушателя Медведева невозможно — его поклонники настолько разнятся по возрасту, профессиям и увлечениям, что порой диву даёшься. В зале, где выступает Олег Медведев, неизменно сидят любители ирландских танцев и фолк-музыки, юные матросы-волонтёры с фрегата «Штандарт», брутальные поклонницы Дианы Арбениной и Светланы Сургановой, спасатели МЧС, ролевики-толкиенисты, археологи и геологи, фанаты японской мультипликации, пожилые поклонники КСП и начитавшиеся фантастики и фэнтези старшеклассники. Кстати, общероссийской популярностью у молодёжи Олег отчасти обязан известному писателю-фантасту Сергею Лукьяненко (автору «Ночного дозора», «Дневного дозора» и других книг), обильно использовавшему тексты песен Медведева в качестве эпиграфов к своим произведениям.
У Олега Медведева умная, всё понимающая и очень верная публика. Доказать это утверждение помог трагический случай. В 22 часа 27 ноября 2009 года Олег сел в поезд «Москва – Петербург», чтобы следующим вечером дать сольный концерт в Доме молодёжи Выборгского района «Форпост». Получасом ранее в Новгородской области прогремел взрыв, сошли с рельсов два вагона поезда «Невский экспресс», погибли 28 человек. Все прочие поезда обоих направлений остановили и только на следующий день очень медленно стали пускать в объезд через псковско-новгородскую глухомань, по одноколейке без электричества.
Концерт должен был начаться в 19 часов. В 18 часов Олег сообщил, что его поезд на большой скорости миновал станцию Сольцы на западе Новгородской области. При условии, что поезд не сбавит ход и не остановится, он прибудет на Московский вокзал через три часа, в десятом часу вечера. В зале больше двухсот зрителей, люди ещё подходят.
После объявления о задержке концерта из-за крушения «Невского экспресса» сразу трое зрителей, приехавших на собственных автомобилях, вызвались отправиться на Московский вокзал, чтобы сразу после прибытия поезда привезти Олега на концерт. Каждые 15-20 минут мы связывались с ним по телефону, чтобы узнать, какую очередную станцию он проехал, и я тут же сообщал об этом со сцены. Не все поверили в то, что концерт всё-таки состоится, кто-то тихо ушёл, но полторы сотни самых преданных поклонников остались. Они выпили почти весь кофе и чай в кафе Дома молодёжи, приносили еду из соседнего магазина, дружно смотрели в фойе программу «Время» с подробным рассказом о трагедии, а когда около десяти вечера Олег Медведев вошёл с гитарой в зал, встретили его негромкими, но очень долгими и искренними аплодисментами.
Те из зрителей, кто ходили на концерты Олега много раз и могли сравнивать, уверены, что это позднее выступление «с колёс» было самым лучшим за несколько лет.
Твой поезд идёт, морзянкой поют рельсы…
Знай меня, слышь меня, верь в меня, жди меня долго…
Сдержанный и немногословный, ценящий хорошую шутку, но не допускающий панибратства Олег всегда остаётся собой, хотя и кажется любому из слушателей «своим парнем». Тексты его песен многогранны и насыщены образами, поэтому представитель каждой из субкультур способен найти в них что-то родное. В мире Медведева, почерпнутом из сотен книг и положенном на музыку, живы благородство и честь, до сих пор совершаются подвиги, а павшие в бою герои отправляются в небо на особом поезде, билеты на который не купить.
Там, в сорок третьем, под Курском бой, невесёлые там дела…
Танки на батарее, — считай, труба…
Вот под огнём твой дед, он наводит в борт сквозь канал ствола,
Он собирается в небо на Сурхарбан.
Проблемы военно-патриотического воспитания подростков, над которыми годами бьются педагоги и работники культуры, Олег решает несколькими строчками.
В начале 1990-х годов относительно бескорыстные и в чём-то наивные советские граждане помимо своей воли были поставлены в принципиально иные социально-экономические условия. Миллионы людей не смогли сходу найти место в новой жизни. Кто-то от ужаса покончил с собой (Россия до сих пор на одном из лидирующих мест в мире по количеству суицидов на душу населения), кто-то сгинул в локальных вооружённых конфликтах или в расстрелянном из танков Доме Советов, а кто-то предпочёл навсегда или хотя бы на время сбежать в воображаемый мир. Первые использовали для этого книжки-транквилизаторы (фэнтези, бездарные детективы, женские романы), вторые легко попались на удочку зарубежных сектантов, третьи ушли в лес с фанерными щитами и рыцарскими плащами из простыней, а четвёртым было достаточно снов.
Сквозь какой-то там тыщу-лохматый год,
Протоптав тропинку в судьбе,
Полосатый, как тигр, Корабельный Кот
Научился сниться тебе.
И ползли по норам ночные крысы твоих невзгод,
Когда в лунный луч выходил Корабельный Кот.
Вскоре оказалось, что раньше мы жили в своеобразном заповеднике, в сказке. Это было и хорошо, и плохо. У нас была уверенность в завтрашнем дне, но не было свободы выбора. Каждый мог позволить себе отпуск на море, но неимоверно трудно было объездить весь мир. В наших телевизорах было всего два-три канала, зато они показывали добрые мультфильмы. Карлсон, крокодил Гена, Винни Пух, волк и заяц из «Ну, погоди!», доктор Айболит жили на экране бесхитростно, не гребли под себя и не подпадали под статью о «разжигании». А когда мир детства стал рушиться, в песнях Олега Медведева под ружьё встали сказочные герои…
Спешились Карлсоны, их баки пусты,
Прут через периметры в рост.
В морды им впиваются осколки звезды —
Самой развесёлой из звёзд.
Их огонёк мигнул вдали и зачах,
Тропка потерялась в лесу.
Сказку убитую на крепких плечах
Хмурые Карлсоны несут.
Петербургские концерты Олега всегда заканчиваются песней «Марш Трансвааль». Весь зал не устаёт аплодировать в такт песне от первого до последнего аккорда. Строго говоря, «Марш Трансвааль» посвящён южноафриканской провинции, где в 1899-1902 годах проходила Англо-Бурская война. Однако, напомню: песни Олега многогранны, поэтому одна часть слушателей воспринимает её как сугубо историческую балладу, а другая — как нечто гораздо более осязаемое…
Много есть причин для унынья —
В паутине стрелы и лук,
Но, выйдя в тамбур, курит Добрыня,
Гасит басики о каблук.
Нынче мир наш весел не больно.
Всяка шваль гужуется всласть.
Смейтесь, гады, будьте довольны —
Ваша миссия удалась.
Но знайте — мчится где-то в пустыне,
Так, что звёзды бьются о сталь,
Синий поезд — Сивка Добрынин.
Эх, страна моя — Трансвааль.
В феврале, а может быть, в марте я подойду к микрофону в каком-нибудь доме культуры, чтобы после традиционного приветствия произнести: «На сцене Олег Медведев!» Будет просто замечательно, если этот праздник мне удастся разделить с кем-то из вас.
Оставьте комментарий!