Проект МА: редкое эксклюзивное событие
Исполнявшие рок-акустику лидеры групп «Танки» и «Ступени» Митя Максимачёв и Настя Макарова организовали дуэт, названный по первым двум одинаковым буквам их фамилий — МА. Дуэт записал и выпустил единственный альбом «К себе». В марте 2003 года о «Проекте МА» написал журнал «Арт-город»...
М.М.: - Группа «Танки» придумалась в 1996 году и буквально сразу сделала запись из двух песен. Эта запись случайно попала в «Театр ДДТ», и совершенно неожиданно для себя мы обнаружили «Танки» в списках участников грандиозного фестиваля «Наполним небо добротой!» на стадионе «Петровский».
После фестиваля мы сняли клип на песню «У Казанского собора». Тогда нам серьёзно повезло: клип показали в «Программе А» на РТР, затем его взяли в ротацию на наш питерский 22 канал, который сейчас называется NBN. Они довольно долго и интенсивно крутили его — к нашей радости.
В следующем 1997 году мы выступили на фестивале «Рок-97», организованном всё тем же «Театром ДДТ» во Дворце спорта «Юбилейный». Немножко сотрудничали со студией «Добролёт» — там проходили съёмки одного нашего концерта. Всё это не один раз показывали по питерскому телевидению.
В 1999 году мы записали альбом «Без дирижёра». Он довольно долго не мог выйти, вышел только в 2000 году: компакт-диск — на московской «Мистерии звука», а кассеты — на «Бомбе-Питер».
В Питере группа дала большое количество концертов — основные были в Зоопарке…
Е.В.: - А до Зоопарка?
М.М.: - До Зоопарка везде кроме «Там-Тама»: в «Арт-клинике», в «Полигоне»… В «Там-Там» я попал до «Танков» с другой группой, было дело… Было участие в фестивалях, поездки в Нижний Новгород, Великий Новгород, Костомукшу…
В 2002 году концерты «Танков» ещё проходили, а сейчас группа находится в вынужденном творческом отпуске по причине разъезда музыкантов: флейтист Артур Агаджанян работает в Москве.
Сейчас началась запись сольного альбома имени меня, в записи которого принимает участие много музыкантов — в том числе и группа «Танки». Сейчас две песни находятся в стадии записи.
Важный момент: когда «Танки» играли сольные концерты в Зоопарке, мы старались делать множество экспериментов. У нас был концерт со струнным квартетом, с девичьим хором, концерт для группы и большого барабана. Чуть было не попали на «Антропологию», но она благополучно закрылась как раз в тот момент, когда мы работали со струнным квартетом. У нас был очень интересный, «звёздный» состав квартета: на скрипке играла Маша Нефёдова из «Короля и Шута», на второй скрипке — Макс Йорик из «Пилота», на альте — Макс Иванов из «Торбы-на-Круче» и Филипп Гулидов — на виолончели.
Мы переиграли с огромным количеством музыкантов, но, тем не менее, костяк группы остался неизменным: Лиза Андреева, Вася Телегин, Артур Агаджанян и я, Митя Максимачёв. Ещё барабанщик Женя Бобров очень долго с нами играл.
Н.М.: - Наша история покороче и победнее. Точкой отсчёта группы «Ступени» можно считать выступление на «Могучей кучке» в 2000 году. Тогда с нами впервые играла Лена Белкина. До этого я существовала в каких-то подвешенных вариантах: мы пели дуэтом с Элей Гарифуллиной, разные известные и неизвестные музыканты успели с нами поиграть, в том числе Лёша Федичев из «Башаков-бэнд». С тех пор, как в нашем коллективе появилась Лена, группа образовалась. В 2000 и 2001 годах мы давали много концертов с подачи Кости Арбенина и «Зимовья зверей», Костя звал нас на свои выступления в качестве гостей. Это дало нам необходимый толчок.
Тогда же я познакомилась с Башаковым, в акустическом составе у которого пою бэк-вокал по сей день. Митя там же является бэк-вокалистом и перкуссионистом.
Концерты мы давали в основном в Зоопарке. Там же я в первый раз увидела «Танки» — как раз со струнным квартетом — мне очень понравилось, всё было здорово. Там познакомилась со всей зоопарковской тусовкой. Потом именно в Зоопарке мы записали дебютный альбом «Осколки», который вышел на дисках на «Бомбе-Питер» в конце 2001 года, а чуть позже его на кассетах издал «Караван». Сыграли презентацию в театре «За Чёрной речкой».
В 2002 году «Ступени» пытались собрать электрический состав: это было сложно, долго, менялись музыканты… В общем, так никто и не удержался.
Е.В.: - И вы втроём по-прежнему выступаете?
Н.М.: - Нет, у нас перед самым Новым годом произошли кардинальные перемены в составе: мы сейчас остались дуэтом с Леной Белкиной. В таком варианте уже отыграли несколько концертов и сейчас движемся к записи второго альбома. Две песни мы уже записали в электричестве с сессионными музыкантами — позвали на помощь музыкантов «Торбы-на-Круче» Сергея Григорьева и Олега Пожидаева. Ещё нам немного помог Макс Йорик из «Пилота». Сейчас эти песни записаны, сведены, и, наверное, их можно считать синглом ко второму альбому, который будет называться «Равновесие».
За плечами у нас немногочисленные фестивали, в основном, организованные «Зимовьем зверей» и Зоопарком: «Анимализм», «Могучая кучка», «Крыша для слона». Кроме того, московский фестиваль «Яйцо», который делал молодой лейбл «Birds fabric». Фестиваль был посвящён творчеству неформатных музыкантов, по его итогам был издан диск-сборник, куда вошли композиции многих ярких авторов.
Е.В.: - Насколько я помню, название «Ступени» тоже появилось не сразу? Первоначально на афишах писалось просто «Настя Макарова»…
Н.М.: - Это был один из самых сложных моментов в нашей биографии. Уже был записан и сведён первый альбом, мы готовили оформление, и даже тогда велись горячие споры о том, как мы будем называться. С выходом альбома название окончательно за нами закрепилось. Мы хотели называться «Невесомость» и в последний момент поменяли название на «Ступени».
Е.В.: - Как вы пришли к идее совместных выступлений? Сначала просто выступали вместе две группы…
Н.М.: - Всё это шло параллельно. Мы познакомились в Зоопарке…
М.М.: - Там была такая история: и «Ступени», и «Танки» были приглашены Костей Арбениным на очередную «Могучую кучку», где они придумал объединения музыкантов. Тогда Комаров, Арбенин и Башаков объединились, Ковалёв, Григорьев и Иванов… Костя позвонил нам и сказал: «Почему бы вам вместе что-нибудь не сделать?» Мы долго решали, какую песню подготовим для совместного выступления, и пришли к выводу, что лучше взять песню третьего человека, стороннего автора. Выбрали песню моего друга Евгения Верещагина «Сеяли серебро». Собственно, эта песня и это выступление положили начало дуэту.
Н.М.: - Кстати, у Евгения Верещагина своя группа — «Индиго». В записи альбома «Индиго» активное участие принимала группа ТАНКИ.
М.М.: - Мы спели эту песню, нас хорошо приняли… Кроме того, мы часто играем с Мишей Башаковым, и часто во время концерта бывают моменты, когда Мише нужно куда-нибудь отлучиться со сцены. И мы были поставлены в такие условия, когда нам нужно было петь на Мишиных концертах какие-то песни. Так постепенно, благодаря Мише Башакову и Косте Арбенину, у нас набирался репертуар.
Поскольку народ этим заинтересовался, мы подумали, почему бы не сделать отдельный проект.
Н.М.: - Наш проект официально существует только с прошлой осени, потому что первый концерт был сыгран в сентябре 2002 года.
М.М.: - Очень быстро мы приняли решение писать альбом — материал-то есть… Ты говорил про отличия: почему именно эти песни в этом проекте. Во-первых, есть песни, которые хочется исполнять, но их сочинили не мы. Нам кажется логичным делать это в рамках нашего проекта, а не в своих группах.
Н.М.: - Кроме того, есть песни, которые в сольных проектах просто неуместны. Есть девушка из Новосибирска Анна Ширяева (в народе — Шмендра), она пишет замечательные песни, но здесь её никто не знает. Мне очень близко её творчество и очень хотелось, чтобы её песни звучали, чтобы народ просветить. Ну а в «Ступенях» это не очень уместно.
Мне кажется, что МА в творческом смысле очень свободный проект, потому что мы можем делать здесь всё, что нам заблагорассудится.
М.М.: - Давно хотим сделать какую-нибудь песню Миши Башакова!
Н.М.: - Мы как-то играли «Элис»…
М.М.: - Кроме двух песен Жени Верещагина («Сеяли серебро» и «Не самый лучший день») на этом альбоме есть ещё одна не наша песня «Баллада про Светлану и Дениса». Её напела нам наша московская подруга Юля.
Е.В.: - Я её послушал, это же страшная история!..
М.М.: - Да, питерскому человеку не понять этого. Я сам с трудом эту песню понимаю. Для этого нужно жить где-нибудь на юге, где кровь кипит. Мы северные отмороженные люди.
Н.М.: - Проект МА состоялся из-за трёх песен: «Сеяли серебро», «Баллада про Светлану и Дениса» и совместной нашей песни. Этим летом у нас возникла идея сочинить песню вдвоём. Мы очень разные, и это оказалось не так-то просто. Но, тем не менее, опыт увенчался успехом.
М.М.: - Пластинка называется по названию песни — «К себе». Её материал мы писали на студии «Часовщик» — это прекрасное место. А издаётся она на московском независимом лейбле «Топников», в Питере на кассетах будет издавать «Караван». Мы надеемся, что в первых числах апреля наш релиз выйдет.
Н.М.: - В записи альбома принимали участие музыканты: Артур Агаджанян, Лиза Андреева (оба — «Танки»), Антон Матезиус из “Billy’s Band”, Макс Йорик из «Пилота». Альбом, на наш взгляд, получился очень удачный. Сегодня утром мы его послушали...
Е.В.: - Как к этому проекту отнеслись ваши «родные» группы? Не пострадают ли сейчас ваши основные проекты? Не бросите ли вы группы?
Н.М.: - Группы мы, естественно, не бросим. Проект МА — достаточно эксклюзивный проект. Мы планировали нечасто концертировать...
М.М.: - Сейчас мы играем часто. Считаем, что надо реже — раз в полгода.
Н.М.: - «Ступени» поначалу восприняли это слегка в штыки, но потом все недоразумения сгладились.
М.М.: - Я считаю так: любой музыкант, если он играет в одном коллективе музыку одного и того же направления — это своего рода ограниченность. Когда музыкант играет в других коллективах другую музыку, с другой подачей, это идёт только «в плюс» той группе, с которой он играет. Такой музыкант самообразовывается, — по-моему, это всегда только положительно. По затратам времени одно на другое никак не влияет. Я вижу только плюсы. Группа «Танки» нормально к этому относится.
Н.М.: - А Лена Белкина сама периодически играет с Еленой Фроловой и Татьяной Алёшиной и недавно поучаствовала в записи последнего альбома Бориса Гребенщикова! Чем мы теперь гордимся...
Е.В.: - Я вспоминаю вечеринку в честь дня рождения Джима Моррисона 8 декабря 1996 года в «Арт-клинике». Участвовали в ней группы «Танки» и «Спокойной ночи», и называлась она «Спокойной ночи, танки!» Мы писали об этом ещё в прежнем самиздате. «Танки» — группа антимилитаристская?
М.М.: - Честно сказать, я ни черта не помню, что было тогда. «Танки» никогда не отличались агрессивностью. Мы придумывали множество оправданий нашему названию. Одно из них гласило, что мы являемся примером для реальных, настоящих танков: если бы все танки на Земле были бы такими же добрыми, то не было бы войны.
Е.В.: - Не за горами годовщина закрытия Концертного зала Зоопарка. Чем для вас был Зоопарк и насколько сильно эта утрата сказалась на вас лично, на выступлениях, на группах?
М.М.: - Зоопарк — это прекрасное место, которое просуществовало очень долго (по сравнению с другими клубами) — шесть лет. Очень жалко, что он закрылся, но такова жизнь. В Питере всё так: открывается, закрывается... Сейчас такая стадия, когда есть только «Орландина».
Для «Танков» Зоопарк был домом: это была и репетиционная база, и место, куда можно было зайти. Для меня он был местом работы, что немаловажно... Место, где я перезнакомился с кучей людей, в том числе, с Настей. Место, которое организовал замечательный человек Слава Ковалёв — дай Бог, чтобы он организовал что-нибудь ещё. Место, где был самый тёплый коллектив. Место, где можно было услышать много чего эксклюзивного. Битком набитый стоместный зал...
Н.М.: - Это колыбель «Ночных Снайперов», «Торбы-на-Круче».... И ко мне это тоже отношение имеет: я могу сказать, что Зоопарк — это колыбель группы «Ступени». Все мои первые выступления тесно связаны с Зоопарком, альбом записан в Зоопарке. Честно говоря, я очень скучаю по Зоопарку — это была замечательная акустическая площадка. Когда Зоопарк был, казалось, что есть ещё места, где можно играть акустику. Как только Зоопарк закрыли, стало понятно, что акустику играть негде.
Нет аналогов Зоопарку, потому что Зоопарк — это маленький концертный зал.
Е.В.: - Сейчас по городу идёт новая волна закрытий: «Молоко», «Факультет», магазин «Woodstock»... «Полигон» так и не открылся. Вопрос, наверное, больше к Мите: ты прошёл через множество питерских клубов, которых впоследствии не стало. Ты не видишь в этом никакой тенденции?
М.М.: - Мне кажется, что для Питера это нормально. Пройдёт трёхсотлетие, и всё будет получше. Это совпадение, что всё одновременно. В конце концов, мы культурная столица?
Н.М.: - Говорится, что «свято место пусто не бывает». И слушателей, и музыкантов, которым всё это нужно, не убавляется, а только прибавляется. А если люди в этом нуждаются, значит, что-нибудь обязательно будет. 13 марта у нас будет концерт в новом месте, которое называется «Jumping Jack». Намерения у людей там очень хорошие: приглашать Башакова, ЧЧ, всю остальную петербургскую акустическую армию...
М.М.: - Мы какое-то время носились с идеей своего клуба, но нам не хватает административных способностей. Была идея найти кафе, которое пошло бы на организацию живых концертов.
Нужно популяризировать акустическую музыку, чтобы, минуя клубы, сразу играть на более-менее вместительных площадках типа Театра эстрады. Я желаю, чтобы все акустические музыканты выходили на уровень «Зимовья зверей» и особенно чтобы побыстрее выходил Миша Башаков.
Е.В.: - Как вам самим кажется, у Проекта МА большое будущее? Вы хотите его дальше развивать всерьёз? Он должен быть приложением к вашим основным группам или стать наравне или наоборот должен преобладать?
М.М.: - Он должен затыкать дырки.
Н.М.: - Это будет редкое эксклюзивное событие!
М.М.: - На самом деле, когда тащишь на себе свой проект, образуется какая-то ниша, когда по независящим от тебя причинам ничего не происходит — ты находишься в режиме ожидания. В такие моменты у нас есть счастливая возможность заниматься Проектом МА. Про второй альбом мы, разумеется, пока не думаем — ещё первый не вышел. Довольно странно спрашивать у трёхлетнего ребёнка, в каком городе он будет жить на пенсии.
Н.М.: - Проект МА возник отчасти помимо нашей воли, потому что нас постоянно просили что-то сделать вдвоём. Всё, что связано с Проектом МА, очень спонтанно, поэтому про будущее сказать сложно.
М.М.: - Будет интерес слушателей — будет больше всего у Проекта. Будет и второй альбом. Не будет интереса — станем редко для себя играть квартирники.
Н.М.: - На самом деле, многое зависит от будущего наших сольных проектов. Если начнутся глобальные концерты или у Башакова наконец-то пойдут дела, то у нас не будет времени или желания этим заниматься. Или наоборот.
Пока всё это очень свежо, это интересно. Что будет дальше, лучше не гадать.
Оставьте комментарий!