Как я работал в банке, а Кирилл Комаров пел в «Торбе-на-Круче»
Просмотров: 3467.
Подписаться на комментарии по RSS.
Я очень люблю самиздаты и недолюбливаю «большую» официальную прессу. В этом отношении моя работа в районных и муниципальных газетах — это предельно допустимый компромисс, «меньшее из зол». К сожалению, едва ли не все столкновения с прессой «большой» оборачивались для меня теми или иными проблемами. Вот яркий пример...
Двадцать четвёртого апреля 2008 года мне написал некто Павел Каныгин, представившийся одним из авторов московского бесплатного журнала «Большой город». Он сообщил, что готовит для журнала обзор действующих в России печатных самиздатов, в который хотел бы включить наш «Арт-город» (при том, что он с февраля 2004 года не издаётся). От меня требовалось ответить на вопросы общей для всех участников анкеты и выслать отсканированные изображения обложек нескольких номеров АГ.
На анкету я ответил уже через день, со сканами вышло чуть сложнее — пришлось раскапывать многолетние залежи бумаг, чтобы найти журналы. Поначалу думал обойтись скриншотами с PDF их макетов, но мой контрагент очень настойчиво и не очень вежливо требовал именно сканов в большом разрешении. Наконец были отправлены и сканы.
Авторский текст о журнале, составленный на основе моих письменных ответов, я на согласование выслать не просил. По двум причинам. Во-первых, мне казалось, что в работе с текстом, исходящим от первоисточника, ошибиться невозможно, а в случае неясностей всегда можно попросить уточнений и дополнений. Кстати, я на несколько новых вопросов Павла Каныгина отвечал дополнительно. Во-вторых, мы в «Новой Охте» обязательно согласовываем только интервью и комментарии, в некоторых случаях отправляем на сверку материалы с прямой речью, чтобы не пропустить ошибки при расшифровке диктофонной записи. Но когда журналисту даются письменные ответы на его вопросы, из которых нужно составить краткую справку, запрашивать такой текст заново я считал необязательным. А зря...
В начале июня мне написал по аське давний знакомый, с которым мы не общались года четыре, и спросил: "Женя, а ты, оказывается, работал в банке?" Ваш покорный слуга, приходящий в банк разве что в дни платежей по очередному кредиту, порядком удивился и переспросил, откуда появилась такая странная информация. Когда знакомый произнёс слова "Большой город", внутри всё словно оборвалось. Сколько же там ещё лажи?
Её оказалось дофига и больше. Ниже я привожу свои ответы на вопросы анкеты, затем — текст Павла Каныгина, составленный как бы на их основе.
ЧАСТЬ 1. МОИ ОТВЕТЫ
Ниже для вас — две группы вопросов. Первая группа — чисто технические (то есть, чтобы мы могли вкратце описать ваше издание от себя): Что у вас за издание. Когда оно начало выходить и с чего начиналось. Как регулярно выходит. Цветное или чб. Какова тематика. Какая аудитория. Какой тираж. Кто финансирует. Где распространяется.
На них желательно ответить коротко.
Мы назывались "Журнал молодёжной неформальной культуры "Арт-город". Первый номер вышел 2 июня 2001 года, последний — 4 или 5 февраля 2004 года. Первые 11 номеров печатались на ризографе, остальные 16 — офсетом. Первые 16 номеров имели формат А5, следующие — А4. Первый десяток номеров выходил каждые две недели, затем — с увеличением тиража, формата и объёма издания — периодичность изменилась (раз в три недели, раз в месяц, раз в два-три месяца). Все номера журнала были чёрно-белыми, только у последнего номера была цветная обложка. Но самый последний наш номер — это уже не классический "Арт-город". Тираж с течением времени увеличивался с 100 до 800 экз. Последний номер, сделанный по заказу лейбла "Бомба-Питер", вышел тиражом 998 экз. В течение первого года издания выпуск журнала финансировали учредители — физические лица, затем — преимущественно я сам. Журнал распространялся в нескольких музыкальных магазинах СПб, в художественной галерее "Борей", чайном клубе "Целый мир", на концертах рок-акустики, на собственных мероприятиях.
И вторая группа вопросов, что-то типа анкеты, но вы уже отвечаете в свободной форме, придерживаясь пунктов (1, 2, 3 и т.д.).
А пункты вот какие:
0. Для чего вы выпускаете ваш журнал?
0. Мы, учредители и актив редакции, всерьёз планировали развить его до уровня полноценного СМИ, чтобы сделать своим бизнесом. Очень жаль, что реальность грубо вмешалась в наши планы.
1. Пытались ли вы зарегистрироваться как СМИ официально? Почему "да" или "нет"?
1. В ходе развития мы достигли такого уровня, когда регистрация стала восприниматься естественным этапом развития, а её отсутствие начало мешать. Прежде всего, это касалось тиража. Мы, конечно, могли бы печатать больше тысячи, а заявлять "999 экз.", но возникали и другие преграды. Например, для расширения сбыта требовалась возможность заключать договоры с розничными точками. Для более энергичной работы хотелось обзавестись служебными удостоверениями прессы и т.п.
2. Кто вам мешает жить? Возникают ли проблемы с властью?
2. С высоты прошедших лет можно сказать, что больше всего нам помешали люди, перехватившие наше название и зарегистрировавшие его на себя. Если бы в ноябре 2003 года в Петербурге не был зарегистрирован другой журнал "Арт-город", мы, возможно, до сих пор продолжали бы существовать.
У нас не было проблем с властью. Пожалуй, единственное затруднение возникло у нас уже после финала "Арт-города", когда нам не удалось быстро зарегистрировать журнал с другим названием. В феврале 2004 года прекратил существование "Арт-город", а в марте началась реформа Правительства РФ, в ходе которой были ликвидированы старые регистрирующие органы. Работа по регистрации СМИ в регионах остановилась на несколько месяцев.
3. Сколько человек, по вашим расчетам, прочитывает один экземпляр номера? И есть ли какой-то порядок передачи его из одних рук в другие? Нельзя задерживать, например, номер больше недели.
3. Мы никогда это не отслеживали и не устанавливали никаких специальных порядков.
4. Сколько своих денег потратили вы лично на выпуск последнего номера? За счет чего происходит обычно финансирование номера?
4. Два последних года существования журнала его выпуск оплачивал я из зарплаты госслужащего. Частично на финансирование выпуска шли средства от реализации предыдущего тиража.
5. Чем вы занимаетесь помимо издания журнала?
5. Когда журнал только появился, я работал в одном из компьютерных классов Петербургского университета. Получал за работу на полставки целую тысячу рублей, зато имел много бесплатного интернета, сканер, принтер, машинный парк и 4,5 свободных дней в неделю для изготовления журнала. С 2002 года я перешёл на госслужбу в крупное кредитно-финансовое учреждение и смог позволить себе почти каждый месяц выделять деньги на печать журнала А4 с мелованой обложкой, с тиражом 500-800 экз. Сейчас я работаю главным редактором газеты одного из городских районов Санкт-Петербурга, к самиздату с тех пор больше не возвращался. Зато с середины 2004 года и по сию пору мы с супругой (которой, кстати, стала ответственный секретарь "Арт-города") балуемся организацией камерных концертов рок-акустики и авторской песни.
6. Какая самая главная ваша журнальная удача ― материал ли, весь номер ли, фоторафия ли — чем вы гордитесь больше всего как редактор?
6. Мне удалось сделать несколько толковых интервью с любимыми музыкантами. За эти тексты не стыдно до сих пор. Очень рад сотрудничеству журнала с московским социологом и публицистом левых взглядов Александром Тарасовым — его глубокие материалы значительно повлияли на образ журнала.
7. Текст на какую тему никогда не сможет выйти в вашем самиздате?
7. Текст, в позитивном свете подающий национализм, а также религии и другие формы эскапизма.
ЧАСТЬ 2. ТЕКСТ ИЗ "БОЛЬШОГО ГОРОДА"
«Арт-город»
Журнал неформальной культуры, Петербург
Один из тех самиздатов, который мог бы стать полноценным СМИ. В 2002 году, после закрытия Концертного зала Ленинградского зоопарка, журнал провел собственное расследование и нашел виновных. Но официальная история журнала не сложилась: осенью 2003-го в Петербурге зарегистрировали другой журнал с названием «Арт-город». Энтузиазм у редактора Евгения Веснина угас, и вскоре журнал закрылся. За те три года, что «Арт-город» выходил, он успел несколько раз сменить формат. Сначала это был журнал о фантастической литературе. Затем — о независимой музыке и современном искусстве. За год до закрытия «Арт-город» превратился в толстый молодежный ежемесячник обо всем с тиражом 998 экземпляров. Туда постоянно писали около 50 авторов. Купить его можно было за 10 р. в музыкальных магазинах Петербурга, в галерее «Борей». Лоток со стопкой «Арт-города» лежал в чайном клубе «Целый мир». Сейчас Веснин продолжает распространять архивные номера почтой. Писать на zdorovy@narod.ru.
Главный редактор Евгений Веснин, журналист:
— Когда журнал только появился, я работал в одном из компьютерных классов Петербургского университета. Получал за работу на полставки тысячу рублей, зато имел много бесплатного интернета, сканер, принтер и четыре свободных дня в неделю. С 2002 года я перешел на работу в банк и смог позволить себе почти каждый месяц выделять деньги на печать журнала. Сейчас я работаю главным редактором одной районной газеты в Петербурге, к самиздату с тех пор больше не возвращался. Зато с середины 2004 года и по сию пору мы с супругой, которая была ответственным секретарем «Арт-города», балуемся организацией камерных концертов рок-акустики и авторской песни. Вспоминая журнал, я горжусь прежде всего тем, что мне удалось сделать несколько толковых интервью с любимыми музыкантами. Например, с Михаилом Борзыкиным из группы «Телевизор», Кириллом Комаровым из «Торбы-на-круче», с Александром Чернецким. Еще я очень рад сотрудничеству с социологом и публицистом левых взглядов Александром Тарасовым — его материалы значительно повлияли на образ журнала.
ЧАСТЬ 3. РАБОТА НАД ОШИБКАМИ
«Арт-город»
Журнал неформальной культуры, Петербург
Один из тех самиздатов, который мог бы стать полноценным СМИ. В 2002 году, после закрытия Концертного зала Ленинградского зоопарка, журнал провел собственное расследование и нашел виновных [ничего подобного]. Но официальная история журнала не сложилась: осенью 2003-го в Петербурге зарегистрировали другой журнал с названием «Арт-город». Энтузиазм у редактора Евгения Веснина угас [это просто оскорбительно. при чём тут энтузиазм, когда название украли?], и вскоре журнал закрылся. За те три года, что «Арт-город» выходил, он успел несколько раз сменить формат. Сначала это был журнал о фантастической литературе. Затем — о независимой музыке и современном искусстве. За год до закрытия «Арт-город» превратился в толстый молодежный ежемесячник обо всем с тиражом 998 экземпляров [если 40 страниц - это толстый журнал, то я балерина. за год до закрытия "Арт-город" выходил далеко не каждый месяц, а писал отнюдь не обо всём. тираж 998 экземпляров был только у самого последнего номера, который был скорее заказным буклетом к фестивалю, чем классическим самиздатом]. Туда постоянно писали около 50 авторов [не постоянно. все бы просто не поместились в один номер]. Купить его можно было за 10 р. в музыкальных магазинах Петербурга, в галерее «Борей» [десять рублей стоили самые первые номера, отпечатанные на ризографе форматом А5]. Лоток со стопкой «Арт-города» лежал в чайном клубе «Целый мир» [не было там никакого лотка и стопки, это тоже вольность. журнал в чайном клубе продавался некоторое время, но найти его там было непросто]. Сейчас Веснин продолжает распространять архивные номера почтой. Писать на zdorovy@narod.ru.
Главный редактор Евгений Веснин, журналист:
— Когда журнал только появился, я работал в одном из компьютерных классов Петербургского университета. Получал за работу на полставки тысячу рублей, зато имел много бесплатного интернета, сканер, принтер и четыре свободных дня в неделю. С 2002 года я перешел на работу в банк [это мы вольно трактовали выражение "крупная кредитно-финансовая организация". хотя на самом деле это был фонд медицинского страхования] и смог позволить себе почти каждый месяц выделять деньги на печать журнала [оказывается, я был папиком]. Сейчас я работаю главным редактором одной районной газеты в Петербурге, к самиздату с тех пор больше не возвращался. Зато с середины 2004 года и по сию пору мы с супругой, которая была ответственным секретарем «Арт-города», балуемся организацией камерных концертов рок-акустики и авторской песни. Вспоминая журнал, я горжусь прежде всего тем, что мне удалось сделать несколько толковых интервью с любимыми музыкантами. Например, с Михаилом Борзыкиным из группы «Телевизор», Кириллом Комаровым из «Торбы-на-круче» [никогда Кирилл Комаров не состоял в "Торбе"], с Александром Чернецким. Еще я очень рад сотрудничеству с социологом и публицистом левых взглядов Александром Тарасовым его материалы значительно повлияли на образ журнала.
=======================
Вот тут аналогичный текст ещё одного самиздатчика, также имевшего неосторожность связаться с импровизирующим автором, — ЖЖ-юзера tupikin. Также под раздачу попали питерский панковский зин «Ножи и вилки», нижегородская «Молодёжная стрелка», питерский постсорочинский «Клуб 801» и другие издания. Их вы можете увидеть на сайте «Большого города».
Характерно, что за подписью «Павел Каныгин» на сайте БГ размещено всего два текста, про самиздаты — второй и последний. Надеюсь, что редакция после этого прекратила сотрудничество с таким офигительным автором. А ещё жалко, что не хватило времени описать всё это вовремя, ещё в июне. Но... лучше поздно...
Оставьте комментарий!