Елена Хихеева: «Важны не медали, а отношение детей»
Второго сентября в Смольном Губернатор Санкт-Петербурга вручила лучшим педагогам города высокие награды. Звания «Заслуженный учитель РФ» в числе прочих была удостоена учительница математики из малоохтинской школы № 491 Елена Хихеева. Корреспонденты «Шпаргалки» встретились с Еленой Юрьевной и выяснили секрет её успеха.
- Елена Юрьевна, сколько лет Вы работаете в школе?
- В школе вообще — 32 года, сразу после окончания института, а конкретно в этой — 31 год. Первый год я отработала на Гражданке — меня туда распределили, а потом я перевелась. Кстати, я в этой школе училась со второго по шестой класс, поэтому считаю себя её старожилом.
- Вы родились на Малой Охте?
- Я родилась в районе станции «Удельная», потом моя семья переехала в Московский район, там я пошла в первый класс, затем мы получили здесь отдельную квартиру, и мама перевела меня в эту школу.
- Вам хотелось именно сюда вернуться работать?
- В общем, да. Все учителя были любимыми, хотелось к ним вернуться. В частности, у меня был очень хороший учитель математики Ефим Владимирович Двоскин. Он учил меня, когда я была школьницей, и продолжал учить, когда я вернулась молоденькой учительницей. Я ему очень благодарна.
- Каких высот и побед Вам удалось добиться как преподавателю?
- Для меня важны не медали и грамоты, а отношение детей. Чувствую, что они меня любят, и я их тоже люблю. У нас всякое бывает на уроках, но я знаю, что если скажу, что они ведут себя недостойно, они меня услышат и поймут. Я считаю, что вот это — самое главное. В школе мне нравится именно работа с детьми, ни в коем случае не работа с бумагами. Я какое-то время была завучем, но ушла с этой должности, потому что поняла, что это не моё.
- Как удаётся добиться детской любви учителю математики? Ведь это предмет, не располагающий к разговорам по душам, в отличие от, например, литературы или обществоведения… Здесь всё должно быть точно, сухо… По крайней мере, так кажется со стороны…
- Дело совсем не в том, какой предмет преподаешь. Просто я очень хорошо помню себя в том возрасте, когда была ученицей, и стараюсь этого не забывать, когда общаюсь с детьми. Не надо ставить себя на высоту, до которой детям не дотянуться, и всё время говорить: «Я выше тебя, я знаю больше, у меня столько-то высших образований, а вот ты — никто…» Нельзя унижать ребёнка.
Важно не забывать хвалить детей. Всегда можно найти, за что. Это не значит, что нельзя ругать и ставить двойки — можно и нужно. Но двойку можно поставить по-разному! Можно при этом заявить: «Ты такой-сякой, никогда этого не поймешь!» А можно сказать: «Дружочек, во-первых, ты помнишь, что двойка — это не моё личное к тебе отношение, это оценка твоих знаний. А сегодня у тебя знания на «2». Но давай так — ты можешь и должен сделать вот это, вот это и вот это. Я очень верю, что у тебя в следующий раз или в следующей четверти, будет «3», а, может быть, потом и «4».
Понимаете, можно сделать так, что после двойки ученик не стукает в бешенстве дверями, а уходит чуть ли не окрылённым. Он понимает, что учитель в него верит, и действительно что-то пытается сделать.
Я считаю, что преподавателю любого предмета сначала ученика надо в себя влюбить, а уже потом учить. Любовь к предмету возникнет через любовь к учителю.
- Насколько Вам легко или трудно помнить себя в роли ученицы и представлять себя по ту сторону кафедры?
- Это совсем не трудно.
- А почему тогда одним удаётся, а другим — нет? Почему кто-то хочет себя отдалить, подчеркнуть свой статус, построить отношения на менторстве?..
- Может быть, кто-то считает, что чем дальше держать себя от детей, тем будет лучше. Конечно, небольшой барьер нужен, чтобы не возникало панибратства. Иначе на уроке не будет дисциплины, и никто ничего не услышит.
Но что я имела в виду, когда говорила, что помню себя учеником? Я прекрасно понимаю, что случайно сорвавшееся слово или незаслуженное подозрение может ранить очень сильно. Меня однажды очень обидели. Я этот случай помню до сих пор, и даже сейчас воспоминания о нём вызывают слёзы.
Я стараюсь никогда не унижать детей, не ломать их, помогать им сохранять чувство собственного достоинства.
Кстати сказать, я совсем не уникальна. У нас много хороших учителей, а школу нашу называют «доброй школой». Да, бывают люди, у которых не складываются отношения с детьми. Но тут, мне кажется, уже ничего не поделаешь. Предмет можно выучить, а быть учителем — это от Бога. И не помогут отличные отметки по педагогике и психологии.
- Вы принимаете участие в конкурсных, олимпиадных проектах?
- Разумеется. В математических олимпиадах мои дети всегда принимают участие. Не могу сказать, что они там занимают очень высокие места, но что решат, то решат… В прошлом году мы принимали участие в конкурсе «Здоровый образ жизни», заняли первое место в районе, потом выступали на городском уровне, правда, там не удалось победить. Самое главное, что дети просто жили выступлением, которое мы подготовили, им было интересно репетировать. Я вообще стараюсь участвовать с ребятами в различных конкурсах внутри школы или ещё где-то, нам это нравится. И это сплачивает детей.
- А ещё Вы занимаетесь внеклассной работой по математической линии, организуете игры?
- Да. Например, для нашего района мы организовывали математическую игру по станциям, причём сценарий я составляла сама. Довольно забавно получилось, но в таком масштабе тяжело организовывать мероприятия слишком часто — подготовительная работа была колоссальной. Игра получилась очень интересная, учителя из соседних школ привели к нам команды школьников. Дети любят игры по станциям, это им нравится. Мы также собрали отдельную команду учителей, они ходили по станциям наравне с детьми и получили ничуть не меньшее удовольствие.
А ещё была у нас такая традиция: мы в школе проводили «Математическую блинную». Блины в столовой можно было покупать не за деньги, а за решённые задачи. Детям страшно нравилось! У нас были подготовлены задачи для учеников от пятого до одиннадцатого класса (начальную школу мы не трогали, она тогда была в другом здании). Правила были нехитрые: ученик берёт задачу, решает, показывает решение учителю — если решение правильное, то выдаётся талон на чай с блинами. Некоторые набирали столько, что угощали всех гардеробщиц, техничек, сами наедались. Игра была довольно забавная. К сожалению, школа не всегда может выделить средства на это мероприятие, поэтому часто проводить такие игры нельзя.
- Что Вам дало получение звания «Заслуженный учитель РФ»? Вы проснулись другим человеком?
- Если честно, нет. Конечно, приятна прибавка к зарплате, к тому же, многие поздравили, были звонки от людей, которых я не видела уже много лет. Но важно другое — я чувствую любовь детей, ощущаю себя нужной. А это было и до получения звания.
- Есть у Вашей деятельности какая-то конечная цель?
- Главная наша цель — научить детей трудиться, помочь им стать настоящими людьми. Иногда результат виден только через многие годы, когда они приходят и говорят: «Спасибо, я стал тем-то, я закончил такой-то ВУЗ, у меня всё получается». Или приходит бывший двоечник, с которым все мучились, кидается на шею и кричит: «Да вы же из меня человека сделали!»
Хочется, чтобы наши дети не терялись в жизни, чтобы они умели сами добиваться всего. А математика… Я, наверное, скажу ужасную вещь, но это не самое важное в жизни…
Оставьте комментарий!