Борис Деденёв: «Нашему телевидению нужны новые люди»

Опубликовано: 16 апреля 2005.

Рубрика: Интервью.

Просмотров: 3911.
Подписаться на комментарии по RSS.

Борис Деденёв — телережиссёр, клипмейкер, один из создателей и бессменный руководитель студии «Д-квадрат». В настоящее время занят выпуском на «Пятом канале» еженедельной программы «Чистый звук», представляющей собой записи «живых» концертов молодых или малоизвестных рок-групп. В ознаменование 60-летия Победы Борис Деденёв снял клип на песню «Эх, дороги…» в исполнении группы ДДТ.

- Борис Иванович, давайте поговорим о старом Ленинградском телевидении, о людях, которые его составляли, — и в кадре, и за кадром. О духе ЛенТВ конца 80-х годов — с «Секундами», «Музыкальным рингом», «Телекурьером», «Открытой дверью», массой других передач. Из чего этот дух возник и куда он потом улетучился?

- На мой взгляд, причиной этого послужили несколько моментов. В философском плане я придерживаюсь идеи развития истории по спирали и жду нового её витка, когда на нашем телевидении появится достаточное количество новых людей, которые очень хотят. В начале 80-х годов на ленинградское телевидение пришло огромное количество молодых журналистов, режиссеров, операторов — целое поколение. К концу 80-х эти люди стали специалистами. Это один фактор. Второй — перестройка. Можно найти ещё много мелких дополнительных причин, но две основные я указал.

Куда делся этот дух и эти люди? Очень просто. Конец 80-х годов — это период образования первых частных телекомпаний, которые пытались заниматься вещанием или даже производством собственных телепрограмм. Весь талантливый люд растащили по мелким компаниям, и это энергетическое ядро просто развалилось.

Я сам ушёл с канала в 1989 году в частную компанию к незабвенным господам Максимовым. Очень боялся забирать трудовую книжку из государственной организации в малое предприятие. Тем не менее, в 1989 году в рамках тогдашнего телевидения уже был тесновато.

- А когда же появятся новые люди?

- Я заметил, что профессиональная школа подготовки телевизионных кадров стала в последнее время очень больной темой. Сейчас некогда готовить хороших специалистов. Как сказал однажды Кирилл Набутов: «Все хорошие заняты, а плохие никому не нужны». На эту тему можно много говорить. Чрезвычайно трудно доказать заказчикам видеопродукции, почему я не могу нанять дешевых специалистов, но много. И почему я должен работать с людьми, которым нужно платить хорошие гонорары. Потому что! Потому что когда человек получает три копейки, я не уверен, что он сделает работу так, как мне нужно. Зависимость, к сожалению, очень жесткая — у нас рыночное общество. Дикое, но рыночное.

- Что такое «Д-квадрат» и как он возник?

- «Д-квадрат» — это мелкая видеопроизводящая студия, которая собирает заказы через знакомых. У нас есть несколько знакомых контор, которые постоянно с нами работают много лет. Есть музыканты, которые то заказывают клипы, то не заказывают. И есть иностранные партнёры, которым нравится, как мы работаем, и которые иногда тоже что-нибудь нам подкидывают. Мы снимаем всё, что движется, за исключением свадеб и похорон.

Когда я поработал в компании господ Максимовых, то очень многое понял. Они прекрасные педагоги и крепкие профессионалы, граничащие с гениальностью. Но жить повседневной жизнью в маленьком коллективе, который построен по принципу пирамиды (есть боссы и есть рабы, которых можно поменять), мне в определенный момент надоело. Я не амбициозный человек, меня нужно очень долго выводить из себя, чтобы последняя капля вылилась из чаши. За три года это произошло — отчасти из-за мерзости моего характера. Вместе со мной от Максимовых ушло много народа — техники, операторы, ассистенты… Все мы и создали новую студию.

Как сказал один мой друг, «Мы не студия «Д-квадрат», мы студия «Братья и сёстры». Очень немногие люди могут влиться в нашу компанию, потому что мы в принципе бизнесом не занимаемся. Это ужасно, это кошмарно, это просто неправильно. Но по-другому пока не получается.

- Мне навскидку вспоминаются два Ваших клипа: «На берегу безымянной реки» НАУТИЛУСА и «Подсолнух» Кашина. А какие ещё были работы?

- Да много было… ДДТ: «Осень», «Рождённый в СССР», «Чёрный пёс Петербург», «Дождь». НАУТИЛУС: «Крылья». Паша Кашин: «Город», «Гномики», «Песни китайских цыган». КОРОЛЬ И ШУТ: «Ели мясо мужики». Лебединский: «Лодочник». Всего их больше пятидесяти. А в последнее время — группа НЕБО (два клипа), ЗИМОВЬЕ ЗВЕРЕЙ.

- Какие критерии выбора существуют у Вас при сотрудничестве с музыкантами: кто обратится, какую песню предложат?..

- Я горд тем, что в некоторых ситуациях я отказывал музыкантам, несмотря на то, что это сулило деньги. В своё время я отказался снимать клипы группе ДЮНА. Это не мой юмор, я его не понимаю.

Покойный профессор нашего курса Давид Исаакович Карасик учил нас: «Ты должен полюбить героя для того, чтобы что-то выдать на-гора». Я хожу и пытаюсь его полюбить, и у меня не получается. Но пока я не полюблю то, что буду делать, это делать не хочется. Для того, чтобы тупо зарабатывать деньги, можно найти гораздо более простой бизнес. А здесь работа многогранная, и для меня она служит не способом зарабатывания денег, а способом существования на Земле. Хочется прожить отпущенное время с интересом, без обязаловки.

- С кем из отечественных рокеров было приятнее или интереснее всего работать?

- За исключением отвязных КОРОЛЯ И ШУТА — со всеми. Нет, они нормальные ребята, просто я не панк, поэтому их музыка мне не близка. Шевчук — это глыба. От него исходят какие-то невероятные флюиды. Со Славой Бутусовым очень интересно, он очень своеобразный человек…

- Компьютерная отрисовка в клипах используется?

- Да. Поскольку я человек неудовлетворённый кинематографом, то на вопрос «Не хотите ли Вы снять кино?» всегда отвечаю «Съесть-то он съест, только кто ж ему даст?» Всегда интересно снимать кино, но маленькое — придумать какую-нибудь историю для клипа и её снять. Поскольку рок-музыка более драматургична, чем та же танцевальная музыка, то и историю выстраивать в клипе на рок-музыку гораздо более интересно. Хотя и с попсовиками я работал и тоже предлагал им разные истории.

Я исхожу из собственного ощущения экрана. Меня должно к телевизору притянуть и держать. Если я вижу красивый дизайн — в этом есть и своя драматургия — зацепился, посмотрел. Большинство работ (98,5 %) не цепляют вовсе — либо по своей глупости, либо по вторичности, либо по идиотизму дизайна. Я порой включаю MTV — грустно, переключаю на МузТВ — тоже неинтересно. Очень редко глаз цепляется за какие-то шедевры…

- Скажите, пожалуйста, основная Ваша специализация сейчас — это музыкальное видео?

- Если бы я занимался только музыкой, это было бы идеальной ситуацией. Сейчас я делаю передачу «Чистый звук», клипы для иностранцев и очень редко — для русских артистов.

Ни для кого не секрет, что в нашей стране музыкальное вещание очень специальное. Оно, что называется, беспроигрышное — в телевизоре мы видим только тех артистов, которые поставлены на коммерческую основу. Никакого риска телевидение не допустит. Поэтому я на месте музыкантов был бы чрезвычайно благодарен «Пятому каналу» за то, что там выходит такая программа.

Несколько дней назад у меня был разговор с генеральным продюсером канала, и меня спросили: «Что нужно сделать для того, чтобы поднимать рейтинг передачи? Может быть, в рамках «Чистого звука» ввести и другие музыкальные жанры?» На что я ответил: «Понимаете, если мы введём другие жанры, то потеряем даже того зрителя, который у нас есть. Моя позиция принципиальная. По крайней мере, я знаю чётко, что у этой музыки есть свой зритель. Пускай его немного, но он очень благодарный. Он будет смотреть, и он смотрит».

По отзывам на сайте «Пятого канала», по словам знакомых я понимаю, что программу смотрят. Я с великой радостью принял предложение делать такую программу, потому что мне нравится смотреть, как люди на твоих глазах рождают музыку. Что может быть интереснее?

Поступает много звонков от музыкантов, которые уже раскручены, уже ротируются на MTV — мне неинтересно с ними работать. И без меня полно умников, которые дадут им эфир. Мне интересно найти какое-то здоровое зерно — пускай очень неловкое, неумелое, студенческое, — у совсем молодых или малоизвестных команд. Меня поразила группа ТРОЛЛЕЙБУС. Я спрашиваю у них: «Ребята, зачем вам два басиста на сцене?» Они говорят: «У нас и старый вроде ничего, а тут и новый попросился — не выгонять же…» Что-то в этом есть!

Передачу мы постоянно монтируем с моим монтажером Сашей Нахабцевым, и случаются ситуации, когда мы разговариваем цитатами из рекламных роликов или из песен. Большинство цитат, которые мы используем, позаимствованы у группы ТРОЛЛЕЙБУС: «Мальчики-овощи», «Потому что все сволочи»... Это яркие образы, штампы. Мы обмениваемся ими и понимаем, о чём говорим.

Я согласился снять группу МУЛЬТFИЛЬМЫ — мне не понравилось. Казалось бы, популярный коллектив… Но вот их отношение: «Мы, звёзды, к вам пришли. Хотите — снимайте нас, не хотите — не снимайте». Это равнодушие. Мне такая съёмка не нужна. Если она не нужна и музыкантам, тогда зачем мы собрались?! Та же самая ситуация с группой ДВА САМОЛЕТА: мы их сняли, но в эфир я пока давать это не хочу.

Всегда приятно снимать человека, у которого горят глаза, для которого это первая и едва ли не единственная возможность оказаться в телеэфире.

Во время записи передачи я сижу на прямом монтаже и чувствую, что качество моей работы очень во многом зависит от того, какую музыку мы снимаем. Если музыка меня заводит, будоражит, то и результат будет лучше.

- Как можно предложить какую-либо группу для участия в передаче?

- Принести демо-диск и встать в очередь. Очередь длинная, предложений много, и я не беру на себя единоличное право решать, кто пойдет, а кто нет. Мои музыкальные вкусы очень специфичны. Я слушаю западный progressive, симфо-металл, а такой музыки в нашей стране нету, поэтому мои пристрастия ничего не решают.

- Как возникла идея передачи «Чистый звук»?

- Это идея Михаила Баркана — арт-директора «Пятого канала». В середине 90-х годов он сам пытался делать аналогичную программу, а сейчас предложил делать её мне, за что я ему чрезвычайно благодарен.

Структуру программы предложил я. Были идеи ввести туда ведущего, который общался бы с музыкантами, и прочие телевизионные штучки. Я решил, что вполне достаточно минутного полуофициального представления команды как таковой, а остальные 37 минут будет занимать музыка. Во-первых, болтовни на телевидении хватает и без нас. Во-вторых, чего греха таить, не со всеми музыкантами можно разговаривать, а по большей части и не нужно. Да и вообще, мне кажется, музыка forever!

Опубликовано в газете «Новая Охта» № 18, 2005 г.

 

twitter.com facebook.com vkontakte.ru odnoklassniki.ru mail.ru ya.ru myspace.com friendfeed.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us

Оставьте комментарий!

Комментатор / хотите им стать

Чтобы стать комментатором введите email и пароль. Напишите комментарий. В дальшейшем ваша связка email-пароль, позволит вам комментировать и редактировать свои данные. Не забудьте про активацию (инструкция придет на ящик, указанный при регистрации).

grin LOL cheese smile wink smirk rolleyes confused surprised big surprise tongue laugh tongue rolleye tongue wink raspberry blank stare long face ohh grrr gulp oh oh downer red face sick shut eye hmmm mad angry zipper kiss shock cool smile cool smirk cool grin cool hmm cool mad cool cheese vampire snake excaim question

(обязательно)