Ирина Заржевская: «Не нужно бояться перемен»
В беседе принимают участие юные журналисты Ангелина Михайлова (АМ), Наталья Воронова (НВ), Ксения Серкина (КС), Тимофей Михасёв (ТМ), Александра Шишкина (АШ). Ведёт беседу Евгений Юрьевич (ЕЮ).
АМ: — В каком году создана ваша школа? Кто является её создателем?
ИЗ: — Школа создана в 1955 году РОНО Калининского района как восьмилетняя. Ребята получали аттестат об основном образовании.
После выделения в 1973 году Красногвардейского района она оказалась на его территории. В 1994 году школа стала средней.
НВ: — Как долго Вы являетесь директором?
ИЗ: — С 2010 года.
КС: — Сколько лет Вы работаете в сфере образования?
ИЗ: — Двадцать семь лет. Этого вам пока не осознать! (улыбается)
ЕЮ: — Чем примечательна ваша школа, чем Вы могли бы гордиться?
ИЗ: — Самая главная гордость — наши ученики. Они у нас разные, но мы гордимся всеми, стараясь каждому дать возможность проявить свои таланты. Наши ученики участвуют почти во всех соревнованиях, которые проводятся в нашем районе, а также в различных соревнованиях городского, регионального и всероссийского уровней. Даже если что-то не получается в учёбе, всё равно существует некое дело, в котором они смогут себя найти и проявить.
ЕЮ: — У школы есть интересная символика. Расскажите о ней, пожалуйста!
ИЗ: — У нас есть флаг и герб. На школьном сайте описана история создания нашей символики. И на гербе, и на флаге изображена яблоня. Дерево символизирует древо познания, корнями уходит в прошлое, ветвями тянется в будущее. Яблоки — это плоды познания и, в то же время, наши ученики.
Такие символы выбраны не случайно. Деревья, которые растут в саду возле нашей школы, — яблони. Весной все они цветут. Яблоневый сад — это наш символ.
ЕЮ: — Ваша школа одной из немногих в Красногвардейском районе прошла капитальный ремонт. Теперь у вас не только красивое здание, но и технические средства обучения одни из лучших в районе. Коллеги рассказывали, что у вас есть даже говорящий глобус. Вся ли техника востребована учителями и задействована в учебном процессе?
ИЗ: — Да, техники много, она самая современная. Костяк педагогического коллектива школы составляют люди в возрасте, поэтому сначала возникали опасения: как мы будем этой техникой пользоваться. Практика показала, что ничего страшного в этом нет. Учителя успешно осваивают технику. Все в разном темпе, но осваивают.
У нас «школа без мела». Во всех кабинетах рабочее место учителя имеет стандартный набор. Кроме интерактивной доски с короткофокусным проектором, он состоит из док-станции (это устройство с монитором и платформой, на которую ставится ноутбук), многофункционального устройства (принтер, сканер, копир) и документ-камеры. У каждого учителя персональный ноутбук. Со всеми материалами к уроку учитель может свободно перейти в любой кабинет, поскольку материалы хранятся в электронном виде в ноутбуке. Это могут практически все.
Поскольку во всех кабинетах есть доступ к сети Интернет, электронный журнал заполняется прямо в кабинете. Ещё недавно это можно было сделать только с трёх-четырёх компьютеров во всей школе. Учитель поставлен в такие рамки, когда он должен уметь пользоваться техникой.
Ещё у нас есть система электронного голосования «Вотум». Если в течение урока нужно пройти тест, то ученикам достаточно нажать на кнопку на пульте, а на доске сразу будут видны обобщённые результаты, представленные в виде диаграмм, таблиц.
ТМ: — Какова успеваемость в школе? Много ли медалистов?
ИЗ: — Медалистов у нас достаточно. Медаль — это награда за успехи в учении, которую получают не все. Малейшая оплошность, человек не совладал со своими эмоциями, решил: «Не хочу — не буду!», схватил двойку и лишил себя возможности получить медаль. Согласитесь, как-то несерьёзно?
Тем не менее, почти каждый год у нас бывают медалисты. В прошлом году их было четверо. Про текущий учебный год сказать пока не могу. Медаль ведь получает не школа, а конкретный человек…
ЕЮ: — Но потом это вливается в общешкольную статистику!
ИЗ: — Да, конечно. На сайте нашей школы перечислены все золотые и серебряные медалисты. А также указаны и те выпускники, которые получили аттестат с отличием, но без медали.
АМ: — Какие кружки и секции действуют в вашей школе?
ИЗ: — В прошлом году на базе нашей школы был создан школьный спортивный клуб. В нём работают секции футбола, волейбола, тенниса, шашек, шахмат, стрельбы. В этом году они перешли в Отделение дополнительного образования. Кроме того, действуют кружки рисования, музыкальный…
Рядом со школой расположены ЦДЮТТ «Охта» и ДЮЦ «Красногвардеец» с которыми мы успешно сотрудничаем. Многие наши ребята занимаются там в кружках, что обеспечивает их занятость во второй половине дня.
ЕЮ: — Как строится ваше сотрудничество с Муниципальным образованием Большая Охта?
ИЗ: — С Муниципальным образованием школа сотрудничает много лет. На Большой Охте очень активный Совет ветеранов, представителей которого мы рады принимать у себя. Наши ученики участвуют в экскурсиях, которые проводит муниципалитет.
АШ: — Какой предмет Вы преподаёте?
ИЗ: — Математику. Последние два года я не веду уроки, очень скучаю по этому виду деятельности. Но, осознавая уровень своей нагрузки, я не могу себе это позволить. Нехорошо будет покидать учеников, если мне как директору придется срочно решать какие-то вопросы. Значит, придёт другой учитель, который сделает всё хорошо, но по-другому. А если есть человек, который делает своё дело хорошо, зачем мы будем мешать друг другу?
КС: — Вы считаете себя трудоголиком?
ИЗ: — Я очень ревностно отношусь к своей работе, но трудоголиком себя не считаю. Да, о работе приходится думать не только в рабочее время, но — так устроена жизнь любого человека, который неравнодушен к своему делу. Я люблю выполнять свою работу так, чтобы был виден результат, и чтобы он был достойным.
ТМ: — В каком возрасте Вы поняли, что хотите связать свою жизнь со школой?
ИЗ: — Честно говоря, я до сих пор не поняла, что хотела связать свою жизнь со школой. Однажды, когда я училась в школе, нужно было написать сочинение на тему «Кем я хочу быть». Я решила на эту тему долго не думать, а взять готовый материал о профессиях и что-нибудь написать по аналогии. Я вспомнила заметку о том, как девочка мечтает стать учительницей. Этот текст мне понравился, и своё сочинение я построила на его основе.
Прошло много лет. Встал вопрос, в какой институт поступать. Я подумала, что могла бы поступить в медицинский институт, имела все шансы и была бы хорошим врачом. Я могла бы поступить в Технологический институт и стать хорошим инженером-технологом. Но я поступила в педагогический институт, меня интересовала математика. Ни одного дня об этом не пожалела. Работая учителем, потом завучем, теперь — директором, я понимаю, что мне пригодились практически все знания, которые давались в институте.
Выбор профессии произошёл сам собой.
ТМ: — Думали ли Вы о том, чтобы сменить профессию?
ИЗ: — Получается, что я её меняю! Согласитесь, что учитель и директор — две совершенно разные профессии. Я умею учить, а теперь нужно уметь руководить. Понимая это, я получила второе образование.
Понимаю, что когда-нибудь произойдёт и другая смена. Не всегда буду на этом месте! А пока я директор школы…
ЕЮ: — Вы к этому спокойно относитесь? Вы открыты навстречу переменам?
ИЗ: — Перемены обязательно должны происходить в жизни каждого человека. Бояться их не нужно. Я считаю, что все перемены — к лучшему.
АМ: — На базе вашей школы проходят научные проекты?
ИЗ: — Уже четвёртый год у нас проходит школьная научно-практическая конференция «Я познаю мир», в рамках которой ребята представляют свои работы. По её итогам издаётся сборник с работами победителей.
АМ: — Сколько детей учится в вашей школе?
ИЗ: — Около 350 детей. Я говорю «около», потому что небольшое движение наблюдается постоянно. У нас маленькая школа, мы всегда набираем только один первый класс, потому что второй просто физически негде посадить. С улицы кажется, что у нас большое массивное здание, но с точки зрения организации внутреннего пространства, классных помещений не хватает. К сожалению, мы можем себе позволить только один класс в параллели.
До ремонта у нас было чуть больше классных помещений, но ремонт неминуемо связан с переходом на новые стандарты. Площадь кабинетов стала больше, а самих кабинетов — меньше. Сейчас нам очень тяжело с размещением, мы едва помещаемся. Когда идут уроки, у нас нет ни одного свободного кабинета.
ЕЮ: — Считаете ли Вы себя жёстким человеком?
ИЗ: — Думаю, нет. Заставить меня нельзя. Убедить можно. Если человек может объяснить мне, почему нужно поступать так, а не иначе, что это действительно необходимо, рационально, принесёт пользу, — значит, мы будем делать так.
В математике есть понятие «жёсткость». Треугольник — это жёсткая фигура. Все вы люди «достаточно солидного возраста» для того, чтобы понимать, что такое треугольник.
Я не жёсткий треугольник, я могу быть гибкой, но я точно не флюгер.
КС: — Как Вы отдыхаете? В чём находите расслабление?
ИЗ: — Времени для отдыха остаётся немного, я стараюсь проводить его с пользой.
У нас есть общее семейное хобби: мой муж занимается радиоуправляемыми авиамоделями-копиями. Часто на выходных мы выезжаем на полёты, где есть возможность на природе, в чистом поле, на свежем воздухе хорошо провести время, оттачивая определённые умения и навыки.
Моё участие в этом немного опосредованное: я советчик и помощник. Когда нужно сделать какие-то расчёты, меня подключают.
КС: — Вы чувствуете себя директором только в пределах школы? Когда Вы выходите за порог, то перестаёте думать о работе?
ИЗ: — На работе я директор. Дома я домашний человек.
Оставьте комментарий!