Любовь Воронова: «В нашем клубе домашняя обстановка»
На вопросы «Шпаргалки» отвечает педагог-организатор подростково-молодёжного клуба «Современник» Любовь Васильевна Воронова.
— Сколько лет Вы работаете в «Современнике»?
— Больше 10 лет. Сначала я работала педагогом дополнительного образования, вела изостудию. Учила детей рисовать, лепить, мы с ними занимались целым спектром изобразительной деятельности. Мне это очень нравилось и нравится до сих пор. После того как наш педагог-организатор Елена Владимировна Куцулина ушла в школу № 152, мне предложили её должность, и я согласилась, потому что знаю детей и привыкла к клубу. Сейчас у меня несколько другая специфика деятельности, но мне это тоже интересно.
— У Вас стало больше административно-хозяйственных вопросов?
— Да, и расширился круг общения со взрослой аудиторией, со взрослыми специалистами.
— Вы сказали, что вели изостудию. Вы педагог или художник? Или нечто третье?
— Я думаю, что больше педагог. Через детей я воплощала свои художественные замыслы. Решать творческие задачи с детьми мне удавалось лучше, чем с самой собой. На работе больше организованности, а саму себя в плане творческого процесса организовать мне сложно.
— Проработав больше десятка лет в одном и том же учреждении, Вы наверняка имеете возможность сравнивать и выводить некие закономерности, некую тенденцию. Скажите, как менялось дополнительное образование в районе или, по крайней мере, что происходило вокруг Вашего клуба, как менялась Ваша деятельность?
— Сейчас стало сложнее работать, потому что нам ограничили возраст воспитанников — с четырнадцати до тридцати. Маленькие дети самые плодовитые в смысле обучения рисованию, самые непосредственные, их не надо ничему учить. Это просто готовые художники. В этом плане нас лишают достаточно большого объёма работы.
Таково решение Комитета по молодёжной политике: увеличить возраст воспитанников, чтобы ниша школьников младшего и среднего возраста была занята только ОДОДами и Домами творчества. А вот воспитанников постарше ещё можно привлечь в наши клубы, потому что они мало охвачены. Вот так они считают.
— И это касается всех районов города?
— Я думаю, да. Когда я созваниваюсь со специалистами из других районов, то выясняю, что там то же самое происходит.
— Что ещё за эти годы поменялось?
— В прошлом году нас сделали ремонт. А до этого ничего сверхъестественного не происходило, всё шло своим чередом.
— Какие образовательные программы сейчас действуют в клубе?
— Сейчас они называются уже не образовательными программами, а программами деятельности. Нас ориентируют на то, что мы занимаемся не столько образованием, сколько организовываем досуг старшеклассников, студентов и работающей молодёжи.
— То есть из сферы чистого дополнительного образования вас увели совсем?
— Да. Кроме того, мы с этого года по-другому стали называться: не ГУДО Центр досуга «Охта», а Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение Подростково-молодёжный центр «Охта».
— Но клубы остались со своими названиями?
— Да, остались. Ещё одно изменение: лет пять назад я называлась бы директором клуба, а сейчас — педагогом-организатором. Кстати, из-за этого многие наши коллеги уволились — когда их «разжаловали» в педагоги.
— В каких направлениях ведётся работа в «Современнике»?
— У нас действуют спортивное и художественно-эстетическое направления. Спортивное направление представлено двумя секциями: шахматы и ОФП с вольной борьбой. Обе секции молодые, но перспективные. Так как у нас нет условий для занятий вольной борьбой, наш педагог занимается ОФП и старается участвовать во всех соревнованиях, которые нам предлагает ПМЦ «Охта». У нас на районном уровне представлены 18 видов спорта, соответственно проводится 18 видов соревнований. Подчеркну, мы стараемся участвовать во всех. Буквально на днях прошёл шахматный турнир среди воспитанников клубов, мы заняли на нём III место.
Художественно-эстетическое направление представлено танцевальным коллективом Группа «Эдем», театральной студией и параллельно с ней — творческой мастерской. Они взаимодействуют, творческая мастерская делает куклы для нашего театра. У них есть кукольная и драматические постановки. Театральная студия участвует в ежегодных фестивалях, старается делать благотворительные концерты для коррекционной школы № 499 на Весенней, 10.
— Год назад Вы вместе со многими достойными жителями и работниками Малой Охты стали кандидатом в депутаты на довыборах в Муниципальный Совет. Если бы Вы были избраны, что нового Вы бы привнесли в жизнь Малой Охты?
— По мере своих сил и возможностей я бы, конечно, старалась помогать людям, старалась как-то облегчить их жизнь. Кроме того, можно было бы поговорить об организации концертов для жителей Малой Охты, которые были бы сделаны силами подростковых клубов. У нас много талантливых коллективов. Можно было бы проводить соревнования для разных возрастных категорий по разным видам спорта.
— Вы не жалеете, что не были избраны?
— Доля сожаления у меня была.
— Будете пробовать снова в 2014 году?
— Да, можно было бы попробовать.
— Как часто вы, педагоги-организаторы, собираетесь вместе?
— Каждый понедельник все мы встречаемся на планёрке в Центре «Охта», который сейчас находится на Полюстровском, 3, и обсуждаем наши текущие дела. Сейчас мы учимся на курсах гражданской обороны и там тоже имеем возможность обсудить наши общие дела.
— Что вы обсуждаете обычно на таких встречах?
— Мы обсуждаем, в первую очередь, мероприятия, которые проводятся в каждом клубе. Делимся и трудностями, и секретами того, как лучше всё организовать, чтобы было интересно. Например, как собрать аудиторию для концерта. Также обсуждаем, как работается в коллективах педагогам, какие трудности у организаторов возникают с педагогами дополнительного образования. Управлять коллективом достаточно сложно.
— А какие проблемы сейчас есть в вашей сфере?
— Прежде всего, это нехватка квалифицированных и талантливых педагогов. Как-то на совещании один из педагогов-организаторов сказал, что врачи и педагоги — это дар свыше, этому нельзя научиться. Соответственно, найти такие золотые крупинки и собрать их у себя в клубе очень сложно. Чтобы работа была эффективной, чтобы притягивать ребят в клуб. Ведь чаще всего воспитанники идут не на направление, а на конкретного человека, на личность. Именно педагог собирает вокруг себя, как магнит, ребят, в том числе и трудных подростков. Это тоже очень больная тема — трудные подростки. Их сложно заинтересовать…
— Если, я не ошибаюсь, в ваших отчётах даже есть такой пункт: «процент охваченных детей из числа состоящих на учёте в ОДН»?
— Да, обязательно! За каждым клубом закреплён определённый лимит трудных подростков.
— Но ведь обычно говорится, что таким подросткам нужны энергозатратные виды деятельности, которые бы сжигали их негативную энергию: скалолазание, экстремальный спорт… А вам с шахматами и ОФП каково с ними работать?
— Нам достаются самые спокойные трудные подростки. А вот самых «оторванных» нам не удержать. Они приходят и уходят. Им нужны адреналин или чрезвычайно тонкий и талантливый педагог.
— Ведя кружок журналистики и приобретая пусть крохотный, но собственный педагогический опыт, я представляю себе работу в крупном учреждении. А каково быть в таком камерном помещении, ещё и встроенном?
— Многие отмечают, что у нас домашняя обстановка. В «Современнике» тепло, уютно, все на виду, все очень доброжелательные. Совсем недавно у нас проходило анкетирование педагогов всех клубов, и по этой анкете психолог отметил повышенные дружелюбность и взаимопонимание именно в педагогическом коллективе нашего клуба. Соответственно, это передаётся детям. Мне кажется, чем меньше клуб, тем все больше на виду, теснее взаимодействие и педагогов, и детей. У нас места мало, мы друг об друга трёмся, поэтому хорошо узнаём друг друга, дружим. Конфликтных ситуаций практически не бывает.
— Только благодаря этому достигается домашняя обстановка? Или какие-то ещё секреты?
— В этом есть и моя заслуга: я постаралась сделать наш клуб уютным. Я слежу за оформлением, за дизайном, чтобы всё было по-домашнему. Мы детей угощаем чаем, стараемся их и морально, и физически подкрепить — печеньями, конфетами.
— Почему нужно приходить в «Современник»?
— Потому что у нас всех ждут доброта, забота и внимание. Их хватит на каждого, будь то маленький ребёнок, большой, средний.
У нас есть дошкольная группа, мы собираемся по субботам. Занимаемся с ними музыкой, развивающими играми, рисованием. Деткам нравится, они с удовольствием приходят, занимаются. По субботам театральная студия провела два святочных вечера. Приходили мамы с детьми и смотрели спектакли — в камерной обстановке, в небольшом зале, при свечах. Всё это выглядит тепло и уютно, по-домашнему. Нет ничего официального, свои люди, своя обстановка. Воспитанники, даже если у них нет занятий, могут просто придти, посидеть, поболтать, поделиться своими горестями, рассказать о ссорах с родителями. У нас доверительные отношения с воспитанниками.
Оставьте комментарий!