Наши защиты — дистанционные
С первого июня в нашем университете проходят процедуры защиты выпускных квалификационных работ, выполненных студентами магистратуры. В этом году защита впервые стала дистанционной: члены комиссии и студенты общаются посредством видеоконференции на платформе Zoom. На одной из таких дистанционных защит, проходивших на кафедре ЭТПТ, побывал корреспондент «Электрика».
Официально процедура начинается в 10 утра, но уже в 09:45 организатор видеотрансляции, заместитель заведующего кафедрой по учебной работе Владимир Валентинович ИШИН приветствует в Zoom подключающихся членов Государственной экзаменационной комиссии — преподавателей кафедры и представителей организаций-работодателей. Мог бы в их числе быть представитель Сертификационного центра АСМ? Вполне.
«Четыре человека не допущены до защиты, — делится он с коллегами. — Двое — из-за откровенно наглых попыток обмануть систему “Антиплагиат”. Ещё двое — из-за жалких замен в тексте работы: “Выполняется рассчитывание процесса закаливания и отпускания стали”».
Взаимные приветствия, уточняющие вопросы — и ровно в десять в кабинет видеоконференции, словно в учебную аудиторию, заходят магистранты. По просьбе секретаря ГЭК Антона Валерьевича ВАВИЛОВА они проходят идентификацию личности — демонстрируют перед камерой свои студенческие билеты, зачётные книжки или паспорта. Следующая просьба — дать устное согласие на видеозапись процедуры защиты. Магистранты старательно произносят текст согласия. Один из студентов под одобрительные улыбки преподавателей добавляет: «И на использование персональных данных!»
Восемь магистрантов — шесть юношей и две девушки — поочерёдно включают в режиме демонстрации экрана электронные презентации к собственным работам. Заранее подготовленный текст выступления перед комиссией звучит «за кадром». По окончании выступления, как и во время очных защит, следуют вопросы членов комиссии. Председатель комиссии кандидат технических наук, генеральный директор OOO «Экспо Технолоджиз» Николай Владимирович СМИРНОВ настолько любезен, что предлагает и приглашённому корреспонденту задавать вопросы. Но их хватает и без корреспондента.
«Почему в Вашей работе отсутствуют необходимые вычисления?» — интересуется старейший преподаватель кафедры Виктор Васильевич ЦАРЕВСКИЙ. «Не успел выполнить их до перехода на дистанционное обучение, а дома у меня недостаточно мощный компьютер», — отвечает магистрант. Причина вроде бы уважительная, но к будущему инженеру есть и другие замечания.
«Чем докажете, что это трансформатор тока?» — представитель Радиевого института им. В.Г. Хлопина Антон Олегович ПЛЕШАКОВ просит очередного студента прокомментировать рисунок из презентации. Доказательств нет.
«Если не знаете, как получился тот или иной показатель, просто скажите: “Программа выдала”. Это нормально», — подбадривает председатель студентку-отличницу.
Выступления и ответы на вопросы завершены, магистранты на время покидают Zoom, а члены комиссии приступили к обсуждению работ и выставлению оценок. Быстро и единогласно определён лидер, чья защита будет отмечена особо. Всего же по итогам обсуждения выставлены четыре «пятёрки», одна «четвёрка» и три «тройки».
«Такой формат интересен тем, что можно привлекать в состав комиссии серьёзных специалистов, которым не всегда удобно приезжать на защиту лично — из другого города, — отметил Н.В. Смирнов. — Качество защиты и авторитет кафедры при этом резко возрастут. Но и слабые студенты тройку уже не получат.
Большущий минус защиты в Интернете — невозможно пролистать работу. Кроме того, слайды в презентации не задерживаются надолго, и за ними нужно успевать».
«Думаю, что студентам легче проходить защиту в дистанционной форме — всё-таки они находятся дома, — заявил А.О. Плешаков. — Обычно, когда студенты стоят за кафедрой, заметно, как сильно они нервничают».
«Не соглашусь с коллегами по поводу нервозности, — парировал представитель норвежской компании “EFD Induction a. s.” Павел Александрович МАСЛИКОВ. — Сейчас студенты докладывают в монитор. У них нет обратной связи, они не видят наши глаза. Особенно сложно первым выступающим».
«На предварительном этапе работы стало значительно больше, — посетовал В.В. Ишин. — По самой защите — боялся, что будет хуже. Например, боялся технических сбоев, которых почти не было. Пару раз затормаживалась картинка».
«Раньше о таком формате защит мы мечтали, думая о реализации программ “два диплома”, но законодательство не позволяло это сделать. Поэтому у пандемии коронавируса есть и положительные стороны, — подчеркнул заведующий кафедрой Сергей Александрович ГАЛУНИН. — Мне, как директору департамента образования, непросто далось решение о проведении защит ВКР в дистанционном формате. Очень много сотрудников ЛЭТИ были категорически против. Пришлось "включить" административный ресурс».
Оставьте комментарий!