«Стиляги»: Акуна матата или Детская болезнь яркости в «совке»
Просмотров: 4005.
Подписаться на комментарии по RSS.
Просто замечательно, что фильм «Стиляги» и альбом «Аквариума» «Лошадь белая» (точнее, входящая в него песня «Акуна матата») стали публично доступны и обсуждаемы почти одновременно — с промежутком в месяц. «Акуна матата» («живи без проблем», «откажись от тревожного прошлого и сконцентрируйся на настоящем») — поют львёнку Симбе сурикат Тимон и бородавочник Пумба в мультфильме «Король-лев». Расставаться с прошлым смеясь призывают нас и Борис Борисович, и создатели музыкальной комедии «Стиляги». С удовольствием последуем этому призыву.
Пародийный мюзикл, музыкальная комедия «Стиляги» активно обсуждается в Сети с начала года. Я традиционно «торможу» с отзывами, поскольку, напомню, мой интересный блог не является средством массовой информации с присущими ему ужасами вроде дедлайнов. Кроме того, всегда интересно вначале посмотреть, что скажут о новинке другие.
Вижу, что главной ошибкой многих рецензентов этой музыкальной комедии стало неоправданно серьёзное, прямо-таки конспирологически заумное отношение к «Стилягам». Ну как не назвать его пасквилем на славное советское прошлое?! А как не пересчитать все имевшиеся и не имевшиеся исторические неточности? Как не пожурить за легкомысленное обращение с отечественной рок-классикой? Как не пройтись по трём играющим в мюзикле корифеям: Гармашу, Ярмольнику и Янковскому?
Но ведь это комедия, она и должна быть легкомысленной! И в то же самое время, как всякая действительно хорошая комедия, — очень умной. Ведь поднятая и очень легко, талантливо, ярко преподнесённая в фильме проблема серьёзна и практически вечна. С ней сталкивается каждое новое поколение, проходя через подростковую ломку.
В подростковом возрасте очень интересно быть (или уж точно — казаться) интересным, необычным, выделяющимся. Самоидентификация, формирование личности происходит при помощи системы опознания «свой — чужой»: «я и весь мир», «живые сверстники и чёрствые взрослые», «ярко раскрашенные друзья и серое большинство». Когда выделяться хочется, а реальная база для внутреннего выделения ещё не вызрела с возрастом, приходится довольствоваться внешними «приблудами».
И вот благодаря создателям «Стиляг» мы воочию видим мир глазами тех самых несформировавшихся, но уже заявляющих о себе индивидов. Этот мир состоит лишь из двух половинок: в одной все категорически серые, в другой — вычурно яркие, цветастые. Мы смотрим на этот «биполярный мир» без малого два часа, и всё это время нам совершенно не хочется думать, что фильм рано или поздно неминуемо закончится. Так и подростку, попавшему в уютную субкультуру, не хочется думать о том, что рано или поздно он неминуемо станет взрослым и перед ним встанет выбор.
Один из героев романа «Большая скука» болгарского писателя Богумила Райнова говорит: «Кто в свои двадцать лет не был коммунистом, у того нет сердца. Но тот, кто и после двадцати лет продолжает оставаться коммунистом, лишён разума». Подставьте вместо «коммуниста» любое «неформальное» и «субкультурное» («панком», «хиппи», «растаманом», «готом», «ролевиком», «эмо», «стилягой») и вы получите несладкое, но очень верное, выстраданное поколениями описание механизма взросления.
Самый умный и самый приятный автору этих строк герой фильма — персонаж Олега Янковского — говорит в «Стилягах»: «Детскими болезнями надо переболеть в детстве!» А затем — неминуемо делать выбор. Можно задержаться в «стилягах» (вариант: в «ролевиках» или «рокерах») до тридцати, сорока, пятидесяти, но не стоит удивляться, что рано или поздно вокруг вас будут крутить пальцем у виска (если, конечно, рок-музыка или, например, ролевое движение не стали для вас профессиональным занятием). Можно быстренько «отвалить» от кричащей толпы «неформалов», «состричь кок» и убеждённо делать взрослую карьеру. Можно балансировать между сладким подростковым прошлым и суровым взрослым настоящим. Каждый делает этот выбор по-своему, руководствуясь здравым смыслом, советами старших или спорными моральными критериями («предать — не предать»).
Никакого предательства тут, конечно, нет. Просто «Робертино Лоретти подрос». Закончилась неформальная юность для одного поколения, но тут же началась — для другого. Вспомните, как здорово это показано в концовке! Подвалы и чердаки, сцены клубов и игровые полигоны, флэты и вписки ждут новых героев в ещё неизвестных нам «прикидах». «Только вырастет новый мальчик за меня, гада, воевать», — спел более двадцати лет назад Александр Башлачёв. Вырастет, обязательно вырастет и споёт то, что суждено ему. А потом постарается расстаться со своим прошлым смеясь.
Я ещё хотел написать про подростков, которые стояли у руля страны в означенные годы, и в строгом соответствии с подростковым взглядом на мир делили его на своих и чужих, на «простых советских людей» и «преклоняющихся перед Западом». Но, пожалуй, не буду этого делать. Акуна матата, ребята! Это же просто комедия!
Оставьте комментарий!