Варить обед и не помнить обид

Опубликовано: 26 августа 2013.

Рубрика: Публицистика.

Просмотров: 1997.
Подписаться на комментарии по RSS.

В середине июля жители Большой Охты, коренные ленинградцы Людмила Анатольевна и Сергей Игнатьевич Силины отметили бриллиантовую свадьбу — 60-летний юбилей супружеской жизни.

Прежде чем начать рассказ о своей крепкой семье, Людмила Анатольевна достаёт маленький семейный архив — модную пластиковую папку с впаянными кармашками — «файликами». В файликах бережно хранятся документы, датированные первой половиной прошлого века.

Супруги Силины

«Эту папку мне подарила дочь, — рассказывает Людмила Анатольевна. — И предложила хранить рассыпающиеся на глазах документы в кармашках, иначе скоро от бумаг ничего не останется. С некоторых документов мы сняли копии, они тоже здесь».

Людмила Анатольевна Силина (в девичестве Гладкова) родилась в 1933 году. Вместе с мамой и братом прожила в Ленинграде всю блокаду — в доме для железнодорожников рядом со станцией Парголово. С восьми лет — с начала войны — сама пилила дрова, таскала шпалы.

Её мама родилась на Петроградской стороне, отец — на Большой Охте. После революции оба уехали из Петрограда — в Тверскую губернию и в Баку. Возвратились в наш город в 1932 году, познакомились, в августе того же года поженились. Свидетельство о браке родителей лежит в папке одним из первых.

Отец Людмилы Анатолий Гладков добровольцем ушёл на фронт, оказался на Невской Дубровке и вскоре погиб. Но успел прислать с передовой несколько писем, все они подшиты и сохранены.

Мама Людмилы в годы блокады сдавала кровь, была почётным донором. Сохранились справки о сдаче крови, датированные 1943 годом. За донорство ей давали дополнительные продукты, которые доставались детям. «Только поэтому нам удалось выжить!» — подчёркивает Людмила Анатольевна.

В следующем кармашке драгоценной папки — документы из парголовской школы № 2: четвертные ведомости Люси Гладковой за первый и второй классы.

Сергей Игнатьевич родился в 1926 году. Воевать с фашистами начал в Ленинградской области в составе трижды Краснознамённой 5-й Ленинградской партизанской бригады под командованием Героя Советского Союза Константина Карицкого. После тяжёлого ранения лечился в госпитале, затем был зачислен в регулярную армию, с которой дошёл до Праги. После окончания войны вынужден был служить ещё семь лет. Началась «холодная война», отношения со вчерашними союзниками по антигитлеровской коалиции ухудшились, поэтому молодых фронтовиков ещё долго не отпускали домой. За это время успел окончить Школу младших авиационных специалистов (ШМАС).

Вернувшись в Ленинград, Сергей Игнатьевич с горечью узнал, что остался в живых единственным из шести братьев. Устроился токарем-расточником на Ленинградский металлический завод, в этой должности проработал около сорока лет. Администрация завода до сих пор не забывает своего опытного работника — к большим праздникам присылает поздравления и небольшую материальную помощь.

После войны Людмила Анатольевна поступила в Индустриальный техникум трудовых резервов, который был открыт в 1944 году на проспекте Майорова (ныне Вознесенский пр.) для подготовки мастеров производственного обучения ремесленных, железнодорожных училищ и школ фабрично-заводского обучения. В двадцать лет она поняла, что до сих пор не знакома ни с одним юношей, который мог бы стать её спутником по жизни. Познакомилась с Сергеем Игнатьевичем. Молодые люди понравились друг другу. «В наше время не было слова «влюбились», — говорит Людмила Анатольевна. — Он мне понравился как человек, с которым возможно совместное будущее. А ему понравилась я». Учась на третьем курсе техникума, 19 июля 1953 года она вышла замуж.

В первые годы супружества молодая семья жила в мужском общежитии на улице Александра Ульянова. В 18-метровой комнате отлично уживались пять человек — наши супруги и ещё трое мужчин. В общежитии были невиданные удобства — горячая вода и бесплатные дрова.

В 1959 году, когда во всей стране развернулось строительство малобюджетных панельных домов, ныне известных под названием «хрущёвки», Сергей Игнатьевич устроился на одну из строек. Вскоре семья получила двухкомнатную квартиру на улице Замшина.

«Я никогда не сидела дома, всегда работала», — заявляет Людмила Анатольевна.

Супруги Силины воспитали двоих детей, пятерых внуков и трёх правнуков. Сын и дочь живут в городе Долгопрудный Московской области. На новогодних каникулах они обязательно приезжают в Петербург к родителям.

В тёплое время года супруги привыкли отдыхать на даче. В течение тринадцати лет выезжали в дачный домик рядом с Петрокрепостью, следующие тринадцать лет — в деревню Миловиды в Белоруссии, последние тринадцать лет — гостили у детей в Долгопрудном. Только в этом году впервые остались летом в городе.

Самые тёплые воспоминания сохранились у Людмилы Анатольевны и Сергея Игнатьевича о современной Белоруссии. «Там всё делается по порядку, как при Советской власти, — говорят они. — И все любят Лукашенко».

С радостью вспоминают они о январском визите на Большую Охту ленинградцев, ныне живущих в Севастополе. И тоже желают заниматься общественной работой.

Людмила Анатольевна уже выступала в школах №№ 129 и 143, рассказывала детям о блокаде и готова выступать ещё: «Раньше я стеснялась, а теперь понимаю — надо. Слышу, что часто говорят не то, не могло такого быть!». На выступления всегда берёт с собой «вещественные доказательства»: самостоятельно раскрашенную и надписанную открытку 1943 года, отцовскую кружку 1932 года, мамину медаль «За оборону Ленинграда».

О рецепте долгого семейного счастья супруги говорят так: «Мы обыкновенные люди. Иногда жалеем друг друга, иногда ругаем, но никогда не копим обиду внутри. Поссорились — и тут же забыли об этом, только так можно жить дальше. Важно уважать друг друга. А ещё семья тогда становится крепкой, когда жена варит обед. Всегда должен быть домашний обед — это первейшее сплочение семьи!»

«Много можно было бы рассказать, но память куда-то уходит, — признаётся Сергей Игнатьевич. — Пожаловался лечащему врачу, а тот спрашивает, сколько мне лет. Я отвечаю: «Всего восемьдесят семь!» Врач говорит: «Разве ж это мало?»

Тонкая ирония, с которой эти удивительно лёгкие и светлые люди говорят о своём почтенном возрасте, о болячках и бытовых проблемах, выдаёт в них большую житейскую мудрость и трезвое, разумное отношение к действительности. Пусть живут долго и успеют рассказать всё, что считают важным. А слушателей мы организуем!

 

twitter.com facebook.com vkontakte.ru odnoklassniki.ru mail.ru ya.ru myspace.com friendfeed.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us

Оставьте комментарий!

Комментатор / хотите им стать

Чтобы стать комментатором введите email и пароль. Напишите комментарий. В дальшейшем ваша связка email-пароль, позволит вам комментировать и редактировать свои данные. Не забудьте про активацию (инструкция придет на ящик, указанный при регистрации).

grin LOL cheese smile wink smirk rolleyes confused surprised big surprise tongue laugh tongue rolleye tongue wink raspberry blank stare long face ohh grrr gulp oh oh downer red face sick shut eye hmmm mad angry zipper kiss shock cool smile cool smirk cool grin cool hmm cool mad cool cheese vampire snake excaim question

(обязательно)