Сергей Сахаров: «Школьная форма нужна для дисциплины»
В беседе с директором школы № 143 с углублённым изучением английского языка и ещё одним депутатом Муниципального Совета МО Большая Охта Сергеем Алексеевичем Сахаровым принимают участие Евгений Веснин (ЕВ) и юные журналисты Алина Щеблецова (АЩ), Виктория Брыскина (ВБ), Наталья Воронова (НВ).
ЕВ: — Сергей Алексеевич, только что Вы сказали замечательную штуку: «Когда директор школы сам получает высшую квалификационную категорию, то он приобретает моральное право требовать того же и от коллектива». Требовать какого-то роста, совершенствования, получения высшего образования, повышения квалификации и т.д. На чём основывается такое Ваше убеждение?
— Действительно, для того, чтобы определённое самосовершенствование имело место, и придуманы раз в пять лет квалификационные требования — как к руководителю школы, так и к учителям. Мир быстро меняется, и нужно меняться вместе с ним. Я рассказывал, что практически все учителя школы № 143 прошли так называемые курсы информационных технологий. Ну, никуда сейчас без этого не деться! Есть у меня три или четыре учителя, которые категорически не хотят заниматься презентациями на уроке или использовать свои знания техники для того, чтобы дистанционно ребёнку послать то или иное задание. И они перешли только на домашнее обучение. У меня есть девять детей на домашнем обучении, они просто домой к ним ходят.
Требования довольно-таки серьёзные. Учитель в течение пяти лет должен собрать портфолио. Не просто делать ксерокопии дипломов, а накапливать методические разработки, проводить открытые уроки и внеклассные мероприятия. Потом портфолио предъявляется независимой комиссии, которая присваивает квалификационную категорию. Успешно прошедшим это испытание учителям будет не стыдно входить в класс к ученикам, потому что нельзя просто отчитать урок! Не может учитель требовать роста от детей, не занимаясь им самостоятельно!
Вот и я начал с себя.
ЕВ: — Чем ваша школа интересна, чем она выделяется на фоне других — как на Большой Охте, так и во всем районе. Вы большие?
— Да, школа большая, у нас 998 учеников и три учебные площадки. На Металлистов, 52 находятся шесть классов начальной школы. Здание имеет ограждение и громадную игровую площадку. На Синявинской, 15, где обучаются 550 детей, ещё в 2006 году мы построили многофункциональный стадион, включающий в себя хоккейную коробку, баскетбольную и волейбольную площадку, футбольное поле и яму для прыжков в длину. Это наша гордость.
Третья площадка — Пискарёвский, 13, где учатся 220 школьников. Это здание находится в трёх остановках от основного. Раньше там располагалась школа № 198. Сейчас у здания уже построили стадион с искусственным покрытием в рамках программы «Мой первый школьный стадион» — такой же красивый, как в школе № 133…
Гордостью школы является интерактивный класс в трёхмерном измерении, где мы проводим и учебные занятия, и всю внеклассную работу. Класс рассчитан на 36 посадочных мест. Ребята в течение 45 минут могут полностью погрузиться в воображаемый мир. У нас есть программа по истории Санкт-Петербурга, недавно записали программу по литературе. А подарком к 50-летию первого полёта человека в космос стала 45-минутная программа, посвящённая Юрию Гагарину.
В первые дни сентября в течение уже пяти лет 400 учеников нашей школы выезжают в двухдневный поход с ночёвкой в район посёлка Рощино. Поотвыкших друг от друга за лето детей удаётся быстро сплотить в единый коллектив. Это мероприятие я очень люблю, но оно стоит мне многих седых волос.
АЩ: — Как Вы относитесь к строгому введению единой школьной формы?
— Очень просто. В нашем городе это требование ещё не появилось, не приняло характер городского закона. На сегодняшний день 11 субъектов федерации уже ввели своими региональными законами обязательную школьную форму, например, Ставропольский край и Ханты-Мансийский округ. Они выбрали 3–4 варианта формы. В нашей школе до 8 класса уже давно существует форма, ребята сами выбирали себе дизайн. Для старшеклассников существуют рекомендации — строгий внешний вид.
Раньше я работал в гимназии при Государственном Русском Музее, на площади Искусств. Моим учеником является Ваня Ургант, ребята из группы «Отпетые мошенники», можно их спросить. И ребёнок у меня учился в этой школе. Я покупаю ей джинсы, ещё что-то, а у неё шестидневка, когда носить-то их?
ЕВ: — А зачем она всё-таки нужна снова?
— На мой взгляд, форма обязывает к определённой дисциплине. Я учителям делаю замечание, если их внешний вид не соответствует нашему о нём представлению. Вы считаете, что мне интересно каждый день галстук одевать?! У меня тоже есть джинсы, я покупал в хорошем магазине, платил большие деньги. И с дырочками у меня есть джинсы. Понимаете? Или вот, сейчас мы проводили турнир «Папа, мама, я — спортивная семья». В нём участвовали десять семейных команд. Я тоже пришёл в спортивной форме — у меня хорошая форма, куплена в дорогом магазине Bosco, к Олимпиаде готовлюсь. Просто нужно знать, когда, где и чего одевать.
Вторая причина коренится в гигиене. Многие ребята приходят в школу в той же футболке, в которой спали. В лучшем случае, пиджак надевают. Я же вижу! Это же неприлично!
Но ругать, не пускать — такого нет. Я ещё ни разу не выгнал из школы ребёнка, который не принёс сменную обувь. У меня есть пять дежурных пар тапочек на два размера больше. Один день ребёнок так походит, на второй день свои принесёт.
ВБ: — Как Вы относитесь к ЕГЭ?
— Трудно сказать… Он существует, это закреплено в законе, а закон я должен исполнить.
ЕВ: — Чем Вы занимаетесь как депутат Муниципального Совета?
— Согласно перечню предметов ведения органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге, прямого влияния на образовательный процесс муниципалитеты оказывать не могут. Но органы МСУ могут заниматься военно-патриотическим воспитанием, на это закладываются деньги, а мы как депутаты принимаем соответствующую программу.
В прошлом году ребята, посещавшие городской летний лагерь, выезжали в военную часть. Им там показывали технику, кормили в солдатской столовой.
Безусловно, проводится много спортивных мероприятий: кубок главы МО по футболу, пейнтболу, боулингу… Мы как депутаты определяем объём программы и её стоимость.
Всего на Большой Охте десять депутатов, но только двое из них — директоры школ.
Но есть в Муниципальном образовании отдел, работа которого напрямую касается меня как директора школы — Отдел опеки и попечительства. Например, у меня в школе учатся девять детей-инвалидов и десять опекаемых детей. Опекаемыми дети становятся тогда, когда родители лишены родительских прав или их нет в живых. Мы постоянно обмениваемся информацией о том, как они учатся, питаются, во сколько пришли и ушли из школы.
Но я бы хотел затронуть другой вопрос! Вы знаете о существовании городского закона о запрете нахождения на улице в ночное время детей без сопровождения взрослых. У меня учится подросток в возрасте 15 лет, которого задержали на улице в 4 часа ночи и сопроводили в отдел полиции. До родителей смогли дозвониться только в 7:30. Когда я начал с ним беседовать, он спросил меня: «Зачем меня задержали, я же ничего не совершил!» Живёт он на углу Шоссе Революции и Среднеохтинского проспекта, а задержали его на «Бродвее».
Я бы хотел напомнить школьникам Большой Охты о существовании ряда правил. Сейчас старшеклассники готовятся к поступлению в ВУЗ, могут довольно поздно возвращаться с курсов. Но после 23 часов на улице им одним находиться нельзя. Это закон, а законы нужно выполнять. Конечно, если вы в 23:05 находитесь рядом со своим домом, никто вас в полицию не поведёт.
ВБ: — Что Вы делаете в свободное время?
— Мне трудно говорить о свободном времени. У директора школы ненормированный рабочий день. Я могу придти на работу в десять часов утра, но и уйти часов в девять вечера. Поэтому в будние дни никакого свободного времени не остаётся, а на выходных выезжаю за город.
Кроме того, у меня есть дачный участок в городе Дно Псковской области. На майские праздники поеду туда, чтобы обрезать деревья, копать огород и сажать картошку. Я могу позволить себе её купить, но поддерживаю бабушек, которые не могут без огорода.
Честно скажу: один раз в неделю хожу в фитнес-клуб, хотя карточка безлимитная.
ЕВ: — Вы успеваете что-нибудь читать, ходить в театр, в кино?
— Честно признаюсь: книги давно не читал. Но вынужден прочитывать все газеты в силу своей заинтересованности. Придя на работу, могу прочитать ту или иную статью в Интернете, но тут же пойду в газетный киоск, куплю ещё пять-шесть газет, чтобы сравнить подачу конкретной информации. Очень интересуюсь высшей политикой, отслеживаю, держу руку на пульсе.
Вот вам реальная проблема: Д.А. Медведев в своём отчёте в Государственной Думе сказал: «Мы не заинтересованы в том, чтобы пенсионеры уходили со своих рабочих мест». А школа ждёт молодых, заинтересованных и энергичных!
ВБ: — Как Вы относитесь к домашним животным? Есть у Вас собака или кошка?
— На даче живёт собака, восточно-европейская овчарка. Ещё у дочки есть две кошки. Я знаю, что она неоднократно встречалась с Т.А. Лаврентьевой, но дочке не понравилась порода «сфинкс», в результате у неё одна кошка невская голубая, а породу второй не знаю.
Я уверен, что животное в дом нужно брать только тогда, когда ты сможешь за ним ухаживать, гулять, чтобы удовольствие получали и ты, и оно. А мы в своё время не знали даже, куда рыбок пристроить!
АЩ: — Вы любите путешествовать?
— Да, два раза в год. А родился я в Венгрии, в городе Дебрецен. Я в каком-то смысле завидую школе № 133 в том, что вы часто куда-нибудь ездите. У меня школа английская, была масса предложений из Англии, но никак не поднять детей. С гимназией при Русском музее мы три-четыре раза в год выезжали по обмену, а здесь этот вопрос мне пока решить не удалось.
Назвать себя фанатом путешествий я не могу, меня вполне устраивают Псковская, Новгородская области, огород. Получаю удовольствие от рыбной ловли, могу посидеть на берегу час-другой, потом сам почистить пойманную рыбу и что-то сварить.
Оставьте комментарий!