Фильмы Леонида Нечаева — в помощь педагогам (часть 2)
В 1979 году на экраны страны выходит яркий и сильный детский фильм «Примите телеграмму в долг». Исполнительница роли Красной Шапочки Яна Поплавская, также сыгравшая здесь главную роль, признаётся, что именно этот фильм больше всего ей дорог и близок.
Вполне самостоятельный деревенский парнишка Саня Линёв решил сделать своими руками реактивный летательный аппарат. Он написал несколько писем в Москву лично академику Александрову с просьбой поделиться составом топлива для такого аппарата (а потом даже отправил телеграмму). Целыми днями ухаживая за двумя маленькими братьями, он успевает проводить испытания аппарата и зарабатывает деньги на покупку новой одежды взамен испорченной: самостоятельно продаёт на рынке фрукты, перевозит на своём велосипеде купленную заказчиками мебель из магазина в частные дома, придумывает несложный прибор для замера развала-схождения у автомобиля.
Всё меняется, когда главный герой случайно встречает капризную и заносчивую девочку, дочь высокопоставленного столичного дипломата, недавно вернувшегося из длительной зарубежной командировки. Девочка с пренебрежением относится к бесхитростным увлечениям Сани Линёва, и тогда он открывает ей свою главную тайну — блиндаж, сохранившийся в полях за деревней со времён войны, где спрятаны недоработанный летательный аппарат и запасы топлива. Девочка презрительно относится и к этому открытию: приводит в блиндаж свою городскую компанию, которая поджигает подземное сооружение, не зная о его «начинке». Пытаясь спасти топливо, Саня Линёв не успевает вовремя, во время взрыва получает ожоги и переломы.
Проходит полгода, наступает зима. Саню Линёва выписывают из больницы, где до этого буквально собрали по кусочкам. Опираясь на палку, он возвращается в родной дом, где его ждёт письмо от академика Александрова с пожеланием успехов и описанием топлива и ещё один сюрприз… В дверь стучится та самая девочка, совравшая родителям Сани, что приехала с родителями из Москвы кататься на лыжах. Как вскоре узнают зрители, она сбежала из дома и проехала полстраны, чтобы увидеть его — самостоятельного, цельного и целеустремлённого паренька.
Фильм заканчивается потрясающей сценой детской влюблённости: главные герои сидят в блиндаже у костра и нежно смотрят друг на друга. Финал у Нечаева остаётся открытым. Мы не знаем, как сложатся судьбы влюблённых детей, как быстро найдут и заберут обратно девочку, удастся ли взлететь на реактивном аппарате главному герою. Но мы убеждены в том, что твёрдое следование большой цели обязательно приведёт к успеху, а яркая волевая личность получит в награду не только поддержку своих начинаний, но и любовь.
Леонид Нечаев остаётся, пожалуй, непревзойдённым мастером показа детской влюблённости и любви. Выпукло и красочно, при этом без грамма пошлости он демонстрирует зрителям зарождение ещё неосознаваемого чувства, первую симпатию, восторг от нахождения рядом с объектом влюблённости.
С обожанием смотрят друг на друга главные герои фильма «Примите телеграмму в долг», лисёнок Людвиг 14-й Ларсон гладит и обнимает цыплёнка Тутту Карлсон, весело болтают и что-то шепчут друг другу на ухо показанные в детстве герои фильма «Эквилибрист», а мальчикам-зрителям нельзя не влюбиться в нежную и ласковую Венди из «Питера Пэна».
На пороге совершеннолетия и вступления во взрослую жизнь симпатия и влюблённость приобретают вполне осязаемые черты. Трагически обрывается зарождавшийся роман принца Патрика и служанки Марселлы в фильме «Не покидай», главная героиня фильма «Репетитор» 18-летняя Катя Батистова падает в объятия взрослого наставника, пообещавшего подготовить её к поступлению в ВУЗ.
В фильме «Рыжий честный влюблённый» (1984 г.) мы знакомимся с противостоящими кланами лис и куриц, ведущими войну на истребление. Представить себе общение, дружбу, влюблённость между его представителями просто невероятно. Поэтому когда самый младший лисёнок из авторитетной семьи сначала заявляет, что не будет хитрить и обманывать, а потом заводит дружбу с очаровательным цыплёнком, он моментально становится изгоем. Его не понимают в семье, начинаются проблемы в школе, старший брат ссорит его с последними друзьями — зайцами. Тем не менее, честность, открытость и чистота помыслов лисёнка позволяют ему обрести новых, совершенно неожиданных друзей и в конце фильма даже спасти свою семью от верной погибели.
А вот те, кто привык только красть, хитрить и обманывать, остаются в дураках. Преподавательница «хитрологии» из лисьей школы, придя к родителям лисёнка Людвига, чтобы поговорить о его успеваемости, в точном соответствии с заповедями своего предмета ворует у родителей целую сковородку с карпами. «Это педагогическая проблема!» — замечает мама Людвига.
История лисёнка Людвига местами перекликается с сюжетом вышедшего в том же 1984 году фильма Ролана Быкова «Чучело». Правда, в детской сказке тема ребёнка — «белой вороны» раскрывается гораздо мягче.
В разгар перестройки, в 1989 году, Леонид Нечаев снимает третий фильм по сценарию Георгия Полонского «Не покидай» (первые два — «Рыжий честный влюблённый» и «Репетитор»). В основу сценария легла абсурдистская сказка Уильяма Теккерея «Кольцо и роза», но в фильме от неё не осталось, к счастью, почти ничего. Несмотря на то, что всесоюзная телепремьера фильма состоялась в рамках программы «В гостях у сказки» у доброй «тёти Вали» Леонтьевой, «Не покидай» — совершенно взрослый фильм, подлинное наслаждение от которого можно получить в относительно зрелом возрасте.
Действие происходит в маленьком королевстве под названием Абидония. На троне сидит король, но на самом деле государством управляет канцлер: определяет внешнюю и внутреннюю политику, особое внимание уделяя политическому сыску и своевременной изоляции неблагонадёжных, лично допрашивает арестованных.
Кажется, что сложившуюся систему ничто не сможет поколебать. В реальной жизни власть канцлера продолжалась бы бесконечно, а в сказке избавление приносит волшебная синяя роза. Все, кто вдохнут её аромат, не смогут лгать и будут вынуждены говорить только правду.
Только благодаря розе выяснится, что действующий король получил трон незаконно, что настоящий наследник престола — не он, а принц Патрик, что армия давно недовольна канцлером и мечтает избавиться от него. Попав в безвыходную ситуацию, канцлер кончает жизнь самоубийством, но прежде предупреждает революционно настроенных придворных, что простым жителям Абидонии не нужны ни правда, ни свобода.
Как уже говорилось ранее, в этом фильме нет однозначно плохих персонажей. Управляемый канцлером король тяготится своим статусом и больше всего на свете мечтает сходить в ночное с любимыми конями. Его супруга королева ничего не знала о заговоре и потрясена коварством своего мужа и канцлера. Агент канцлера, приставленный следить за принцем Патриком, учит его фехтованию и убедительно доказывает, что не стоит кончать с собой в порыве юношеской страсти. А вот сам Патрик, который на протяжении всего фильма бросает печальные взгляды и молчит, в финале ехидно говорит канцлеру: «Вас повесят».
А ещё фильм показывает, как болезненно происходят перевороты, как ломаются люди при смене власти, сколько неприятной правды всплывает на поверхность, сколько невинной крови проливается при этом. Говорят, «Не покидай» настолько не понравился Михаилу Горбачёву, что последний генсек и первый президент СССР велел больше не показывать его на телевидении.
Запрещай — не запрещай, но, как известно из новейшей истории, совсем скоро кровь начала литься повсеместно: в Тбилиси и Нагорном Карабахе, в Оше и Вильнюсе, в Москве и Приднестровье, в Абхазии и Чечне. Правда, это уже не педагогическая проблема…
Оставьте комментарий!