С думой о завтрашнем дне
Просмотров: 2010.
Подписаться на комментарии по RSS.
Прошлой осенью в течение трёх дней в нашем районе проходили церемонии чествования супружеских пар, отметивших в 2007 году золотые и бриллиантовые свадьбы — 50- и 75-летний юбилей со дня бракосочетания. Среди десятков заслуженных «красногвардейцев», пришедших 30 октября в ресторан «У Петровича», была и живущая на Большой Охте семья Калининых — Александр Васильевич и Людмила Петровна.
Всех юбиляров персонально поздравила глава районной администрации Мария Щербакова, а гости церемонии в свою очередь поблагодарили Марию Дмитриевну за развитие системы социального обслуживания и организацию множества мероприятий для пожилых жителей района.
Специально к церемонии Александр Васильевич сделал образец значка для награждения золотых юбиляров, но — вот незадача! — забыл его надеть.
Супруги Калинины довольны прожитой жизнью. Они воспитали двоих сыновей, двоих внуков и двоих внучек, которые тоже живут в нашем районе.
Родители Александра Васильевича в молодости переехали в Ленинград из Костромской области. Отец погиб в последний день снятия блокады Ленинграда в сорокалетнем возрасте, похоронен в братской могиле (в 70 км от города на Лужском направлении). Мать работала уборщицей в Куйбышевском райкоме партии (ныне в этом здании расположена налоговая инспекция Центрального района), умерла в 1942 году в блокадном городе.
Александр Калинин родился в 1931 году в той же Костромской области, но уже в возрасте 3-4 месяцев был перевезён в Ленинград. Во время Великой Отечественной и он, и его в то время будущая супруга, родившаяся в нашем городе в 1936 году, не были в Ленинграде, поэтому не обрели статус жителей блокадного Ленинграда и не получают соответствующие выплаты. Они оба являются так называемыми «детьми войны». Об этой особой категории пожилых россиян, лишённой дополнительной социальной поддержки, заговорили совсем недавно. «Дети войны» в силу малого возраста не принимали участие в боевых действиях, не трудились во время войны на предприятиях, не жили в блокадном Ленинграде. Но война отняла у них радости детства, лишила родительского тепла, а во многих случаях — как у Александра Калинина — отняла и самих родителей. «Дети войны» на всю жизнь запомнили тяготы и страдания, которые врезались в их неокрепшее сознание в раннем возрасте и, с одной стороны, закалили, но с другой — оставили незаживающий след в душе.
Двадцать седьмого мая 1941 года, сразу по завершении очередного учебного года, Александра вместе с младшими братьями вывезли на летний отдых в Псковскую область. Там он встретил и начало войны, и последовавшую вскоре оккупацию. «Во время оккупации мы 3 или 4 месяца были в немецком лагере, — вспоминает Александр Калинин. — Жаль, что сейчас это никак не доказать, не подтвердить документально. Все очевидцы, жившие на псковщине, давно уже умерли».
После освобождения, оставшись сиротой, Александр должен был не только выжить, но и быстро получить профессиональное образование, позволявшее поступить на работу. Он окончил школу фабрично-заводского обучения, ученики которой находились на полном государственном обеспечении. Затем в Ленинграде, куда забрал его дядя, поступил в ремесленное училище (туда брали детей, потерявших во время войны обоих родителей) и окончил его в 1951 году без «троек». «У меня во всех дипломах нет ни одной «тройки», — с гордостью отмечает Александр Васильевич. — Я и детям, и внукам говорю: «Тройка — это серость». Старший внук меня радует, очень хорошо учится».
После ремесленного училища Александр поступил в Училище морской пехоты ВМФ, которое создал в Выборге легендарный главком Военно-морского флота Адмирал флота Советского Союза Николай Кузнецов. В 1955 году Александр Васильевич стал дипломированным флотским офицером. В конце того же года в рамках сокращения армии и флота, проходившего по инициативе Никиты Хрущёва, морская пехота была упразднена как отдельный род войск, а училище в Выборге закрылось.
Людмила провела всю войну на Украине у своей бабушки. Вернувшись в Ленинград, окончила среднюю школу, затем — курсы машинописи и стенографии. До середины 1957 года работала машинисткой в Управлении милиции Ленинграда (ныне — ГУВД СПб и ЛО).
Александр и Людмила познакомились в «красный день календаря» — в 38-ю годовщину Великой октябрьской социалистической революции, отмечавшуюся 7 ноября 1955 года. В тот день 19-летняя машинистка гостила у двоюродной сестры Александра, которая ждала прихода родственников. Красивый и подтянутый Александр в новенькой офицерской форме понравился Людмиле с первого взгляда. Взаимная симпатия, переросшая в сильное чувство, надёжно соединила наших героев. Тут бы и возникнуть новой семье, но Александра уже ждало распределение на Северный флот. На полтора года влюблённые расстались, а 14 марта 1957 года в Ленинграде состоялась их свадьба.
Людмила оставила работу и родной город, чтобы вслед за любимым мужем уехать в маленький гарнизон в Архангельской области. Через год в молодой семье Калининых родился первый сын, а 31 декабря 1964 года Людмила сделала мужу незабываемый новогодний подарок — на свет появился второй сын Александра.
Встретив прибывшего по распределению толкового, к тому же образованного офицера, командир военно-морской базы доверил Александру командование ротой. Затем молодого командира с повышением в звании перевели в 12-й авиационный полк, базировавшийся на Новой Земле, и назначили заместителем командира полка по физической подготовке. Александр стал готовить лётный состав к полётам.
Сейчас уже можно говорить о том, что в те годы на Новой Земле испытывалось ядерное оружие. С начала 1990-х годов ветераны подразделений особого риска вели огромную работу по самоорганизации и привлечению внимания общества и государства к проблемам бывших испытателей. Посильный вклад внесла и наша газета — год назад в «Новой Охте» был опубликован рассказ о расположенном на территории Красногвардейского района уникальном госпитале для ветеранов подразделений особого риска. Недавно Александр Калинин вступил в Межрегиональную общественную организацию ветеранов-специалистов ядерного оружейного комплекса «Единение» и получил нагрудный знак ветерана.
Инициированное Хрущёвым сокращение армии и флота продолжалось. В 1961 году Александр Васильевич в звании капитан-лейтенанта был вынужден уволиться в запас и вместе с женой и трёхлетним сыном вернулся в Ленинград, где получил квартиру. До 1973 года территория Большой Охты входила в состав Калининского района, жителями которого и стали члены семьи Калининых.
После увольнения в запас Александр без труда вспомнил полученные в юности рабочие специальности и в течение 11 месяцев работал на «Электросиле», потом — на заводе «Красногвардеец», где получил звание «Ударник коммунистического труда». Тогда же сбылась его давняя мечта — Александр Калинин поступил в художественное училище имени Владимира Серова (ныне — имени Николая Рериха), которое располагалось на Шпалерной улице в здании, ныне занимаемом английским консульством.
В детстве Александр Васильевич жил на улице Белинского, а его школа находилась на набережной Фонтанки в здании, где сейчас располагается Городской суд. Перед войной по набережной ездили троллейбусы. Однажды какой-то мальчик выехал на коньках на проезжую часть прямо под троллейбус, а водитель, чтобы избежать наезда, резко свернул в сторону. Троллейбус упал в Фонтанку. Маленький Александр высунулся из окна и успел нарисовать погружавшийся в воду кузов с «рогами». Родители постарались сохранить этот рисунок и одобрили желание сына научиться рисовать. Но в невинные семейные планы вмешалась война, поэтому мечта Александра сбылась только через двадцать с лишним лет.
При окончании художественного училища в 1971 году темой дипломной работы Александр Калинин выбрал проект павильона автобусной остановки, которую планировалось установить у железнодорожной платформы «Пискарёвка». Его работа вызвала особое внимание преподавателей, поскольку никто из других учеников не уделил внимание таким малым формам, как остановочный павильон.
Александр Васильевич и Людмила Петровна объясняют продолжительность своего брака наличием общих интересов, взаимопониманием и большой взаимной симпатией, возникшей с первой встречи и не иссякшей по сей день. «Александр понравился мне с первого взгляда и до сих пор не разонравился», — утверждает Людмила Петровна, а Александр Васильевич восклицает: «Если бы мы не понимали друг друга, зачем тогда было бы жить вместе?!»
Удивительно, что супруги Калинины не только прожили вместе полвека, но почти тридцать лет из пятидесяти проработали в одном и том же институте (ЛНИРТИ)! Говорят, что для сохранения длительных отношений супругам надо хотя бы некоторое время отдыхать друг от друга. Наши герои своим примером решительно опровергли это утверждение — настолько сильна их взаимная симпатия.
В радиотехническом НИИ Александр числился руководителем группы художников-оформителей. На него была возложена вся нагрузка по оформлению как технической документации, диссертаций, так и наглядной агитации. Пожалуй, ещё большая нагрузка легла на плечи Людмилы. Пока Александр работал и учился, она одна занималась воспитанием сыновей, при этом работала заведующей машинописным бюро в Первом отделе НИИ. Через бюро проходили все засекреченные научные работы. Профессиональная память позволяла держать в голове имена всех сотрудников, все нужные номера телефонов.
Александр оформлял графические альбомы и поздравительные адреса для руководителей города (например, первым секретарям Ленинградского обкома КПСС Григорию Романову и Льву Зайкову к 60-летию), а Людмила их печатала.
Будучи благодарным советскому государству за воспитание и образование, Александр Васильевич по зову сердца вступил в партию, а уже работая в НИИ, окончил Университет марксизма-ленинизма — специфическое учебное заведение, созданное в системе партийного просвещения для идейно-теоретической подготовки партийных и хозяйственных работников. С тех пор ему особо запомнилось высказывание одного из профессоров Университета: «Я не принимаю экзамены — я интересуюсь человеком и хочу понять, как он чувствует и мыслит, что будет завтра».
«Жена меня ругает за то, что я каждый день в 6 утра включаю радио и слушаю последние известия, — признаётся Александр Калинин. — Но я хочу всегда быть в курсе событий в России. Если в течение дня не послушаю новости, получается, я отстал от жизни на целый день!»
В 1987 году супруги Калинины взяли дачный участок в Ленинградской области. Александр Васильевич не только построил садовый домик и колодец, но и помог оформить участки своим соседям — кандидатам и докторам наук. На даче хранится и большое количество принадлежащих его руке картин.
«Когда мы собираемся с соседями по даче, параллельно общаются и женщины, — завершает рассказ глава семьи. — Приятно, что у них есть общие темы для разговоров. Не просто болтовня о тряпках или чём-то подобном, а о том, что будет завтра. О том, что мы сделали сегодня и что должны сделать потом, чтобы стало ещё красивее жить».
Оставьте комментарий!