«Джуно»: Чем бы дитя ни тешилось…
Если вдруг задаться целью вспомнить сюжеты, развязки и мораль большинства советских фильмов про старшеклассников, первую любовь и взаимодействие юных влюблённых с социумом, результат окажется прямо-таки неутешительным. Влюблённые школьники либо травятся, либо выпадают из окна, либо становятся жертвами своекорыстных подлецов, либо барышня залетает и потом долго мучается в одиночестве, стеснённая ребёнком, предательством любимого и неизменно жуткими бытовыми условиями. Кажется, что советские педагоги и примкнувшие к ним киношники словно грозят с экрана подросткам: «Не влюбляйся! Не показывай свои чувства! Не смотри на соседа/соседку по парте как на полового партнёра!»
Малая часть советских старшеклассников, презрев подобную чисто оруэлловскую пропаганду («Долгое половое воздержание вызывает истерию»), всё равно влюблялась, сближалась и проживала самые прекрасные годы жизни наиболее полноценно. Но большинство, к сожалению, верило советским фильмам (поскольку других не было), верило наставлениям старых и страшных педагогов, а потому зажималось, стеснялось, игнорировало знаки внимания и покидало стены школ (а некоторые — даже и ВУЗов), не испытав не то, что близость, а самую трогательную первую влюблённость.
На «загнивающем Западе» в те же годы всё было совсем не так. В конце 1970-х в ФРГ вышел роскошный 13-серийный фильм «Доклад о школьницах», в котором спокойно и доступно, с примерами в виде постановочных сюжетов рассказывалось о таких реальных атрибутах жизни немецких старшеклассников как мастурбация, эротические фантазии, половая близость со сверстниками, лесбийская любовь, подростковая проституция и, конечно же, незапланированная беременность. А вот педагогическое ханжество в этом сериале активно высмеивалось.
Но советские школьники и представить себе не могли того, что где-то в Европе их сверстники могут свободно обсуждать вопросы не только семьи и брака, но и пресловутой «половой жизни». Свобода пришла только в безнадёжно любимые мной 90-е годы. При этом методы работы и мироощущение советско-постсоветских педагогов остались прежними. Вот вам живой пример.
В конце ноября мне довелось по долгу службы присутствовать на районном совещании по проблеме распространения СПИДа. Матёрые докторши, социальные работники и представители Отдела образования (экс-РОНО), в один голос твердили о том, что школьники стали слишком рано начинать пресловутую «половую жизнь» и неплохо бы активно пропагандировать в их среде воздержание. Эти люди хорошо усвоили, что лучшим средством от перхоти является не шампунь, а гильотина и теперь переносят свои пещерные взгляды на ни в чём не провинившихся школьников. «Завяжи, мальчик, свою пипиську узлом и убери подальше, а то взрослые дяди и тёти никак СПИД побороть не могут! Уже десять совещаний провели, а он всё распространяется. Нафиг нужен твой бурно растущий организм, когда у нас показатели ни к чёрту!»
В то время как в умах ответственных работников всё ещё царит глухое средневековье, наши американские товарищи подарили затюканным подросткам надежду на лучшую жизнь. На экраны страны вышел оскароносный фильм «Джуно» о шестнадцатилетней барышне, залетевшей от сверстника. Рациональная, здравомыслящая героиня фильма в меру спокойно воспринимает известие о беременности и в окружении на редкость адекватных родственников (своих и юного папаши) ищет выход из сложившейся ситуации. Выход находится гуманный и, наверное, привычный для Штатов — не калечить себя первым абортом, ребёнка родить, а затем отдать на усыновление в бездетную семью.
В этом месте позволю себе небольшое отступление от генеральной линии. Итак, Джуно с отцом приезжают к дому потенциальной приёмной семьи, дверь открывается и на пороге предстают… Константин Юрьевич Арбенин с супругой Александрой (Марк и Ванесса). Точно-точно! Именно такими я запомнил их весной 2002 года, когда делал масштабное интервью о истории и теории группы «Зимовье зверей». Марк тоже музыкант, неплохо зарабатывает своим творчеством, при этом такой же мягкий и улыбчивый, а супруга такая же сильная и холодноватая.
«Ненавижу это выражение «жить половой жизнью»!» — говорит Джуно. Да, её можно понять. Представьте, как бы обыграли эту историю советские кинематографисты! Экстренное заседание педсовета, «ты позоришь советскую школу!», родителей вызывают в РОНО, блядские кумушки и прочие тётушки тычут пальцем: «Обрюхатили-обесчестили! Кому ж ты теперь такая нужна?!»
К счастью, Джуно живёт не у нас, поэтому она остаётся жива, физически и психически здорова, в общем, всё кончается хорошо. И никто не заламывает руки, никто не нудит с экрана, что после залёта жизнь заканчивается. Одним словом, очень лёгкий, светлый и правильный фильм.
Оставьте комментарий!